Григорий Отрепьев и
Пимен.
Иллюстрация
И. А. Булатовой
Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий, является одним из центральных героев знаменитой трагедии Александра Сергеевича Пушкина "Борис Годунов".

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Григория Отрепьева (Лжедмитрия) в трагедии "Борис Годунов": описание персонажа в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по творчеству Пушкина








Характеристика Григория Отрепьева в трагедии "Борис Годунов" Пушкина


Григорий Отрепьев является монахом Чудова монастыря. С подросткового возраста он живет в разных монастырях и в конце концов оказывается в Чудовом монастыре. Здесь его наставником становится старый монах-летописец Пимен
«…а я от отроческих лет 
По келиям скитаюсь, бедный инок!» 
«Смолоду постригся неведомо где, жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям, наконец пришел к моей чудовской братии, а я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену…» 
«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых…» 
«…я бедный черноризец…»
Возраст Григория Отрепьева – 20 лет:
«А лет е‑му от‑ро‑ду… 20»
О внешности Григория Отрепьева известно следующее:
«…А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая…» 
«Он не красив, но вид его приятен 
И царская порода в нем видна.» (одна дама о Григории)
По происхождению Григорий Отрепьев является боярином:
«Из роду Отрепьевых, галицких боярских детей.»
От монаха Пимена юный Григорий узнает о том, что царевич Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова. Покойному царевичу Дмитрию сейчас было бы около 19 лет. Григорий Отрепьев является его ровесником:
«Да лет семи; ему бы ныне было 
(Тому прошло уж десять лет… нет, больше: 
Двенадцать лет) – он был бы твой ровесник…» (Пимен - Григорию)
(Важное замечание: по мнению историков, причастность Бориса Годунова к смерти царевича Дмитрия не доказана, но в драме мы следуем версии Пушкина.)

Узнав от Пимена эти детали, Григорий Отрепьев решается на авантюру: оставить монастырь и провозгласить себя покойным царевичем Дмитрием. Вместо тихой монашеской жизни ему хочется «тешиться в боях» и «пировать за царской трапезой»:
«Зачем и мне не тешиться в боях, 
Не пировать за царскою трапезой?» 
«…Монашеской неволею скучая, 
Под клобуком, свой замысел отважный 
Обдумал я, готовил миру чудо – 
И наконец из келии бежал…»
Вскоре Григорий Отрепьев убегает из Чудова монастыря в Литву. Тем временем в Москве его объявляют «злым еретиком». Царь Борис Годунов приказывает поймать его и повесить:
«…из Москвы бежал некоторый злой еретик, Гришка Отрепьев…» 
«А того беглого еретика царь приказал изловить и повесить.» 
«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал он, окаянный Гришка, к границе литовской…»
Оказавшись в Литве, Григорий первое время работает слугой у пана Вишневецкого. Затем юноша признается священнику («духовному отцу») в том, что он якобы царевич Дмитрий. Пан Вишневецкий поддерживает своего слугу Григория и вместе с ним едет к литовскому королю Сигизмунду:
«Известно то, что он слугою был 
У Вишневецкого, что на одре болезни 
Открылся он духовному отцу, 
Что гордый пан, его проведав тайну, 
Ходил за ним, поднял его с одра 
И с ним потом уехал к Сигизмунду.» 
«Да, чудеса… и думал ли ты, Мнишек, 
Что мой слуга взойдет на трон московский?» (Вишневецкий о Григории)
Григорий встречается с литовским королем и получает его поддержку, а также поддержку местной знати: 
«И сквозь ряды литовских панов прямо 
Шел в тайную палату короля.» (Афанасий Пушкин о Григории)
«…Латинские попы 
С ним заодно. Король его ласкает 
И, говорят, помогу обещал.» (Афанасий Пушкин о Григории) 
«Я знаю только то, 
Что в Кракове явился самозванец 
И что король и паны за него.» (Шуйский о Григории)
При этом в Польско-Литовском государстве все действительно считают Григория Отрепьева настоящим русским царевичем Дмитрием:
«В поход, в поход! Да здравствует Димитрий, 
Да здравствует великий князь московский!» 
«Явился к вам; Димитрием назвался 
И поляков безмозглых обманул…» (о себе)
В конце концов при поддержке литовского короля и знати Григорий-Лжедмитрий собирает войско и ведет его на Москву:
«Сыны славян, я скоро поведу 
В желанный бой дружины ваши грозны.» (Григорий о себе) 
«На нас ведет злодейские дружины…»








Тем временем Григорий Отрепьев влюбляется в дочь своего товарища Мнишека – Марину Мнишек. Молодой человек теряет голову от любви:
«Он говорит с одной моей Мариной, 
Мариною одною занят он… 
А дело‑то на свадьбу страх похоже; 
Ну – думал ты, признайся, Вишневецкий, 
Что дочь моя царицей будет? а?» 
«Твоя любовь… что без нее мне жизнь…» (Григорий о Марине)
Опьяненный любовью, Григорий признается невесте Марине Мнишек в том, что он - самозванец, Марина тут же меняет свое отношение к жениху. Но, увидев напор и смелость Григория, девушка все-таки соглашается быть его женой:
«А хочешь ли ты знать, кто я таков? 
Изволь, скажу: я бедный черноризец…» 
«Любовь, любовь ревнивая, слепая, 
Одна любовь принудила меня 
Все высказать.»
Григорий признает, что ему легче сражаться с Борисом Годуновым, чем с женщинами, в частности с Мариной Мнишек:
«Нет – легче мне сражаться с Годуновым 
Или хитрить с придворным езуитом, 
Чем с женщиной – черт с ними; мочи нет. 
И путает, и вьется, и ползет, 
Скользит из рук, шипит, грозит и жалит. 
Змея! змея! – Недаром я дрожал. 
Она меня чуть‑чуть не погубила.»
Григорий Отрепьев – умный, приветливый, ловкий, обворожительный человек, по словам Афанасия Пушкина (соратника Бориса Годунова):
«Да слышно, он умен, приветлив, ловок, 
По нраву всем. Московских беглецов 
Обворожил.»
Григорий Отрепьев – гордый человек. Он не позволяет себе унижаться перед своей невестой Мариной:
«Довольно, стыдно мне 
Пред гордою полячкой унижаться.– 
Прощай навек.»
По словам самого Григория Отрепьева, он не боязливый, не трусливый человек:
«Я, кажется, рожден не боязливым; 
Перед собой вблизи видал я смерть, 
Пред смертию душа не содрогалась. 
Мне вечная неволя угрожала, 
За мной гнались – я духом не смутился 
И дерзостью неволи избежал.»
По мнению солдата Маржерета, Григорий Отрепьев является «отчаянным головорезом»:
«Этот дьявол – Самозванец, как они его называют, отчаянный головорез.»
Афанасий Пушкин считает Григория Отрепьева беспечным в военных делах. Действительно, самозванец вступает в неравный бой под Севском, когда царская армия в разы превосходит его войска. Потеряв множество воинов в этой битве, Лжедмитрий не сдается. Он знает, что пользуется народной поддержкой: 
«Разбитый в прах, спасаяся побегом, 
Беспечен он, как глупое дитя;  
Хранит его, конечно, провиденье; 
И мы, друзья, не станем унывать.» (Афанасий Пушкин) 
«Как мало нас от битвы уцелело.» 
«Кто там ни виноват, 
Но все‑таки мы начисто разбиты, 
Истреблены.»
Вскоре авантюрист Григорий (Лжедмитрий) вновь собирает войско и продолжает борьбу против царской армии Бориса Годунова:
«Он побежден, какая польза в том? 
Мы тщетною победой увенчались. 
Он вновь собрал рассеянное войско 
И нам со стен Путивля угрожает.»
Тем временем Борис Годунов заболевает и скоропостижно умирает. На престол восходит его сын – Федор, который правит недолго: соратники Лжедмитрия убивают царя Федора и его мать. После этого Лжедмитрий становится русским царем:
«Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. 
Народ в ужасе молчит. 
Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!»
Согласно историческим данным, Лжедмитрий (Григорий Отрепьев) правит Россией около года (с июня 1605 по май 1606 гг.) и погибает в результате заговора.


Профессор С. М. Бонди об образе Григория Отрепьева:

"...смелый, веселый, решительный и несколько легкомысленный авантюрист Григорий Отрепьев, привлекательный своей всесторонней талантливостью и простодушием баловня судьбы." (С. М. Бонди, комментарии к книге "А. С. Пушкин. Драматические произведения", 1943 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Григория Отрепьева (Лжедмитрия) в трагедии "Борис Годунов" Пушкина: описание персонажа в цитатах.

Смотрите: