sravnitelnaja-harakteristika-mocart-i-saleri-tablica-citaty-analiz
"Моцарт и Сальери".
Иллюстрация М. Врубеля
Трагедия "Моцарт и Сальери" входит в состав знаменитого цикла "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина. Произведение было написано в 1830 г. и впервые напечатано в 1831 г.

В этой статье представлена сравнительная характеристика Моцарта и Сальери в трагедии Пушкина (таблицы с цитатами).

Важно помнить, что в трагедии Пушкина представлена легенда об отравлении, которая не имеет научных подтверждений. Произведение не является биографичным и может не совпадать с официальными материалами о композиторах.

Смотрите: 








Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери в трагедии А. С. Пушкина


Различия героев



Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери
в трагедии Пушкина

(различия героев)

Моцарт
Сальери
Моцарт – бедный дворянин:
«…Моцарт - безумец и ленивый гуляка, недостойный своего таланта (по мнению Сальери):
"...озаряет голову безумца, //
Гуляки праздного?.."
"Ты, Моцарт, недостоин сам себя." (Сальери о Моцарте)…»
Сальери – усердный и трудолюбивый человек:
«...не в награду //
Любви горящей, самоотверженья, //
Трудов, усердия, молений послан..»

Моцарт за одну ночь с легкостью сочиняет произведения, которые оказываются прекрасными:
"...Нет — так; безделицу. Намедни ночью //
Бессонница моя меня томила, //
И в голову пришли мне две, три мысли. //
Сегодня их я набросал. " (Моцарт о себе)
"Какая глубина! //
Какая смелость и какая стройность!" (Сальери о работах Моцарта)
Судя по всему, Сальери редко посещает вдохновение. Он хотел бы сочинить что-то великое, но у него не получается:
"...Быть может, посетит меня восторг
И творческая ночь и вдохновенье..."
"...возмутив бескрылое желанье..." (у Сальери есть желание творить, но это желание "бескрыло")
Моцарт веселится, когда слышит в трактире свои оперы:
"...Но, проходя перед трактиром, вдруг //
Услышал скрыпку... Нет, мой друг, Сальери! //
Смешнее отроду ты ничего //
Не слыхивал... Слепой скрыпач в трактире //
Разыгрывал voi che sapete*. Чудо!"
"Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет."
Сальери не считает смешным то, что оперы Моцарта играют в трактирах:
"Нет. //
Мне не смешно, когда маляр негодный //
Мне пачкает Мадонну Рафаэля..." (Сальери)
Моцарт шутливо говорит о своем таланте, хотя и понимает, что он – гений:
"Ба! право? может быть... //
Но божество мое проголодалось."
Сальери всерьез говорит о божественном таланте Моцарта:
"Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; //
Я знаю, я."
Моцарт искренне считает Сальери своим другом:
«…За твое //
Здоровье, друг, за искренний союз, //
Связующий Моцарта и Сальери, //
Двух сыновей гармонии.» (Моцарт о дружбе)
Сальери завидует Моцарту, хотя и называет его другом, и подсыпает ему смертельный яд  (согласно легенде):
"...Друг Моцарт, эти слезы...
Не замечай их. Продолжай, спеши
Еще наполнить звуками мне душу..."
Моцарт считает себя счастливцем:
"Нас мало избранных, счастливцев праздных, //
Пренебрегающих презренной пользой, //
Единого прекрасного жрецов." (Моцарт о себе)
Судя по всему, Сальери не считает себя счастливым человеком:
"И часто жизнь казалась мне с тех пор //
Несносной раной..."
Моцарт считает, что гений и злодейство несовместимы:
"...Он же гений, //
Как ты да я. А гений и злодейство — //
Две вещи несовместные. Не правда ль?"
Сальери считает, что гений и злодейство совместимы, но в итоге начинает сомневаться в этом:
"Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные."








Сходство героев


Сходство Моцарта и Сальери (общие черты)
Моцарт и Сальери оба любят музыку:
"Родился я с любовию к искусству..." (о Сальери)
Моцарт и Сальери оба являются известными композиторами:
"...Слава //
Мне улыбнулась; я в сердцах людей //
Нашел созвучия своим созданьям." (о Сальери)
Моцарт и Сальери оба являются гениями (по мнению Моцарта):
"...гений, //
Как ты да я." (Моцарт о себе и Сальери)
Моцарт и Сальери оба с детства занимаются музыкой (в пьесе не говорится о детстве Моцарта, но из его биографии это известно):
"Отверг я рано праздные забавы; //
Науки, чуждые музыке, были //
Постылы мне; упрямо и надменно //
От них отрекся я и предался //
Одной музыке." (о Сальери)



Это была сравнительная характеристика Моцарта и Сальери в трагедии Пушкина (таблицы с цитатами).

Смотрите: