Юрий Живаго (актер Олег Меньшиков)
Юрий Живаго.
Актер Олег Меньшиков
Юрий Живаго является главным героем знаменитого романа Б. Пастернака "Доктор Живаго".

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Юрия Живаго в романе "Доктор Живаго": описание персонажа в цитатах, его биография, история жизни.

Смотрите:








Характеристика Юрия Живаго в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"


Полное имя героя – Юрий Андреевич Живаго:
"...мать Юрия Андреевича...
Юрий Живаго родился в Москве в богатой семье, которая владела мануфактурой (фабрикой), банком и домами. Однако отец Юры, Андрей Живаго, бросил семью и растратил миллионное состояние:
"И Москва внизу и вдали, родной город автора..." 
"Пока жива была мать, Юра не знал, что отец давно бросил их, ездит по разным городам Сибири и заграницы, кутит и распутничает и что он давно просадил и развеял по ветру их миллионное состояние." 
"Была мануфактура Живаго, банк Живаго, дома́ Живаго..."
По происхождению он является дворянином:
"Как у нее, у него было дворянское чувство равенства со всем живущим." (о матери и дяде Юрия)
О внешности маленького Юры известно следующее:
"Его курносое лицо исказилось."
Юра Живаго растет в атмосфере "беспорядка и нескладицы" и часто остается на попечении чужих людей:
"А потом у матери, всегда болевшей, открылась чахотка. Она стала ездить лечиться на юг Франции и в Северную Италию, куда Юра ее два раза сопровождал. Так, в беспорядке и среди постоянных загадок, прошла детская жизнь Юры, часто на руках у чужих, которые все время менялись. Он привык к этим переменам, и в обстановке вечной нескладицы отсутствие отца не удивляло его."
Мать героя Марья Николаевна умирает, когда мальчику всего 10 лет:
"На него взошел десятилетний мальчик." (о Юре на похоронах матери) 
"А потом у матери, всегда болевшей, открылась чахотка." 
"...мать Юрия Андреевича, покойная Мария Николаевна Живаго..." 
"...со стороны бедной мамочки, пожизненной сердечницы."
Спустя около года отец Юры кончает жизнь самоубийством. Мальчик узнаёт, что к этому страшному шагу отца подталкивал его адвокат Комаровский. Этот подлец Комаровский также ломает жизнь другой героине романа – Ларе:
"Сын застрелившегося сибирского миллионера..." (Юрий – сын миллионера) 
"Это тот самый, который спаивал и погубил твоего отца. Помнишь, в вагоне, – я тебе рассказывал." (об адвокате) 
"...моего отца – миллионера‑промышленника." 
"Отца сопровождал Комаровский, его юрисконсульт. Комаровский спаивал отца, запутал его дела и, доведя его до банкротства, толкнул на путь гибели. Он виновник его самоубийства и того, что я остался сиротой." (Юра Живаго о себе)
После смерти матери Юра оказывается на попечении у дяди – Николая Николаевича Веденяпина. Мальчик проводит с ним на юге России около 3 лет. Николай Николаевич, писатель-философ и прогрессивный человек, оказывает большое влияние на характер Юры:
"Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера." 
"...на юг, в один из губернских городов Поволжья, где отец Николай служил в издательстве, выпускавшем прогрессивную газету края."








Дядя привозит Юру в Москву и отдает его на воспитание в семью своих друзей Громеко, а сам вскоре уезжает за границу. Мальчик много лет живет в гостеприимной семье Громеко:
"Для начала Юру водворили к безалаберному старику и пустомеле Остромысленскому... <...> Юру перевели в профессорскую семью Громеко, где он и по сей день находился. У Громеко Юру окружала завидно благоприятная атмосфера."
Живя в семье Громеко, мальчик сдружается с хозяйской дочерью Тоней, а также с Мишей Гордоном, которого тоже опекают супруги Громеко:
"«У них там такой триумвират, – думал Николай Николаевич, – Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко."
В этот период Юра несколько раз видит прекрасную незнакомку (Лару) при разных обстоятельствах. Девушка запоминается ему, хотя герои не знакомятся лично:
"Юра обомлел, увидав ее. Та самая! И опять при каких необычайных обстоятельствах!" 
В возрасте около 20 лет Юрий узнает, что у него есть сводный брат Евграф, который младше его на 8-9 лет. Мальчик родился в результате внебрачной связи отца Юрия с одной княгиней:
"Оказывается, еще при жизни мамы отец увлекался одной мечтательницей и сумасбродкой, княгиней Столбуновой-Энрици. У этой особы от отца есть мальчик, ему теперь десять лет, его зовут Евграф."
В 1912 г. Юра заканчивает учебу в университете и становится медиком. Его подруга Тоня становится юристкой:
"Юра, Миша Гордон и Тоня весной следующего года должны были окончить университет и Высшие женские курсы. Юра кончал медиком, Тоня – юристкой..."
Юра получается специальность врача "общей терапии", но при этом также увлекается физиологией глаза:
"Этой зимою Юра писал свое ученое сочинение о нервных элементах сетчатки на соискание университетской золотой медали. Хотя Юра кончал по общей терапии, глаз он знал с доскональностью будущего окулиста. В этом интересе к физиологии зрения сказались другие стороны Юриной природы – его творческие задатки..."
После университета Юрий женится на своей подруге детства – Тоне Громеко. На момент свадьбы герои знают друг друга 8-10 лет. Вскоре у пары рождается сын Александр:
"Едва Сашенька родился, как Юрия Андреевича призвали. Что он знал о сыне?" 
"Юрий Андреевич тогда уже решил назвать сына в честь тестя Александром."
Молодой врач Юрий Живаго работает в Крестовоздвиженской больнице в хирургическом отделении. Также он имеет частных клиентов, к которым ездит на дом:
"В хирургическом отделении Крестовоздвиженской больницы, где он служил..." 
"Ему было некогда, он торопился к себе в больницу, а до этого должен был еще заехать к двум больным с визитом на дом..."
Юрий является творческим характером, у него есть творческие задатки:
"Встретились два творческих характера, связанные семейным родством..." 
"...другие стороны Юриной природы – его творческие задатки и его размышления о существе художественного образа и строении логической идеи." 
Доктор Живаго хорошо думает и очень хорошо пишет. Он сочиняет стихи, но мечтает в будущем писать книгу в прозе:
"Юра хорошо думал и очень хорошо писал. Он еще с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний..." 
"Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов..."
Юрий мечтает найти свой оригинальный писательский стиль:
"Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой..." 
"Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала."
Он странный любопытный человек, по мнению Лары:
"...с Юрием Андреевичем. Странный любопытный человек, думала она. Молодой и нелюбезный." (Лара о Юрии)
Он является умным человеком с живым, подкупающим умом, по мнению Лары:
"Но умный в лучшем смысле слова, с живым, подкупающим умом."
Юрий Живаго всю жизнь старается относиться с любовью ко всем людям, тем более к семье и близким:
"...так же как всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о семье и близких."
Он трудолюбивый и деятельный человек. Он всю жизнь чем-то занят:
"Всю жизнь он что‑нибудь да делал, вечно бывал занят, работал по дому, лечил, мыслил, изучал, производил."
Он жизнелюбивый человек, которому хочется двигаться вперед, к совершенству:
"Мне невероятно, до страсти хочется жить, а жить ведь значит всегда порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать его."
Он владеет несколькими иностранными языками, в частности немецким:
"С первым Юрий Андреевич объяснялся по‑немецки..." 
"Языки я знаю хорошо..." (Живаго о себе)
Он начитанный человек, по словам партизана Ливерия Микулицына:
"Между тем вы – доктор, начитанный и даже, кажется, сами что‑то пишете.
Доктор Живаго любит творчество поэта Маяковского:
"Скажу снова. Маяковский всегда мне нравился."
Доктор Живаго не любит людей, которые никогда не падали и не оступались. Он считает, что добродетель таких людей не так ценна:
"Но я уклонился в сторону. Я думаю, я не любил бы тебя так сильно, если бы тебе не на что было жаловаться и не о чем сожалеть. Я не люблю правых, не падавших, не оступавшихся. Их добродетель мертва и малоценна. Красота жизни не открывалась им."
Он является фантазером и упрямцем:
"Ее Юрочка, фантазер и упрямец, наконец смягчился, слава Создателю..."
Доктор Живаго – несговорчивый человек, человек твердых решений, по мнению Комаровского:
"Вы человек твердых решений, я знаю." (Комаровский о Живаго) 
"Нет, вы мне все больше и больше напоминаете вашего отца. Такой же несговорчивый." (Комаровский о Живаго) 
От него всегда веет свободой и беззаботностью, по мнению Лары:
"Веяние свободы и беззаботности, всегда исходившее от него, и сейчас охватило ее."
Юрий Живаго является талантливым человеком, по мнению Анны Ивановны Громеко (матери Тони):
"Ты талантливый… А талант, это… не как у всех… Ты должен что‑то знать… Скажи мне что‑нибудь… Успокой меня."
 Доктор Живаго является талантливым врачом и гениальным диагностом:
"Вот это, говорят, диагност! Только и разговору." 
"Но ведь сами они в один голос кричат: гениальный диагност, гениальный диагност. И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни."
О внешности взрослого Юрия Живаго известно следующее:
"...удивленно посмотрела на этого курносого, ничем не замечательного незнакомца." (Лара о Юрии) 
"Курносый и нельзя сказать, чтобы очень красивый." (Лара о Юрии) 
"...худой рослый доктор в неказистой одежде походил на искателя правды из простонародья..." (внешность Юрия в Москве после возвращения с Урала)  
"У этой Тани манера улыбаться во все лицо, как была у Юрия, ты заметил? На минуту пропадает курносость, угловатость скул, лицо становится привлекательным, миловидным. Это один и тот же тип, очень у нас распространенный." (о Тане, совместной дочери Юрия и Лары)
В 1915 г. во время Первой мировой войны сразу после рождения сына Юрия Живаго отправляют служить на фронт. Доктор с трудом привыкает к ужасам войны:
"Юрий Андреевич рассказал ему, с каким трудом он привыкал к кровавой логике взаимоистребления, к виду раненых..."
Пока доктор Живаго находится на фронте, его друзья Гордон и Дудоров выпускают его книжку, которая в итоге пользуется успехом:
"Юрию Андреевичу писали, что Гордон и Дудоров без его разрешения выпустили его книжку, что ее хвалят и пророчат ему большую литературную будущность..." 
В 1916 г. на фронте Юрий Живаго знакомится с Ларой Антиповой, которая служит медсестрой. В юности Юра несколько раз видел ее в Москве, но не общался лично. Теперь Живаго влюбляется в Лару, хотя и сопротивляется этому чувству:
"Таким новым было честное старание Юрия Андреевича изо всех сил не любить ее, так же как всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о семье и близких"
В 1917 г. в доктор Живаго возвращается с фронта после двух лет отсутствия. В это время в России происходят революционные события. Юрий теряет интерес к своим друзьям, которые "тускнеют и обесцвечиваются":
"...нетерпеливо рвался к этой жизни обратно после более чем двухлетней разлуки." 
"В течение нескольких следующих дней обнаружилось, до какой степени он одинок. Он никого в этом не винил. Видно, сам он хотел этого и добился. Странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения." 
"Теперь Юрию Андреевичу были близки одни люди без фраз и пафоса, жена и тесть, да еще два‑три врача‑сослуживца, скромные труженики, рядовые работники."
В Москве он ведет дневник, в который записывает свою прозу, стихи и т.д.:
"Иногда урывками, кроме периодических записей для своих медицинских трудов, он писал здесь свою «Игру в людей», мрачный дневник или журнал тех дней, состоявший из прозы, стихов и всякой всячины..."
В 1917 г. семья Живаго начинает бедствовать в Москве. Чтобы выжить, Юрий и Антонина отдают свою мебель и одежду в обмен на дрова и еду. Тем временем Юрий заболевает тифом, к счастью, не смертельно: 
"Но тифом он заболел гораздо позднее. В промежутке бедствия семьи Живаго достигли крайности. Они нуждались и погибали."
В этот период на помощь Юрию приходит его сводный брат Евграф. С этих пор брат не раз помогает доктору Живаго в трудных ситуациях. Судя по всему, Евграф имеет какие-то связи с новыми, коммунистическими властями:
"Ну да, твой омский брат Евграф. Сводный брат твой."  
"Он тебя обожает, тобой зачитывается." (Евграф обожает своего брата Юрия) 
"Он такой чудной, загадочный. По-моему, у него какой-то роман с властями." (о Евграфе)
В апреле 1918 г. по совету Евграфа доктор Живаго уезжает с женой и сыном на Урал в Варыкино. Там дед Тони, фабрикант Крюгер, владел заводами и имением:
"В апреле того же года Живаго всей семьей выехали на далекий Урал, в бывшее имение Варыкино близ города Юрятина." 
"Варыкино? Здешние места мне знакомы. Бывшие Крюгеровские заводы." 
"...жена – дочь здешнего фабриканта и помещика." (об Антонине)
В Варыкино семья Живаго поселяется в старом доме, который им предоставляют знакомые. Юрий и Тоня сами возделывают землю и выращивают овощи и фрукты, чтобы прокормиться:
"Какое счастье работать на себя и семью с зари до зари, сооружать кров, возделывать землю в заботе о пропитании, создавать свой мир, подобно Робинзону..." 
Юрий и Антонина не чувствуют себя в безопасности из-за своего происхождения (оба выросли в богатых еврейских семьях):
"А, так дело в Крюгере, в том, что вы его родня? Да как у вас язык поворачивается признаваться в таких вещах в наше время?" (о дедушке Тони – фабриканте Крюгере)
Живя на Урале, Юрий Живаго скрывает, что он доктор. Однако местные жители узнают о его профессии и ходят к нему на прием. В знак благодарности пациенты приносят ему продукты:
"Я отказался от медицины и умалчиваю о том, что я доктор, чтобы не связывать своей свободы. Но всегда какая‑нибудь добрая душа на краю света проведает, что в Варыкине поселился доктор, и верст за тридцать тащится за советом, какая с курочкой, какая с яичками, какая с маслицем или еще с чем‑нибудь."
На Урале у доктора Живаго впервые появляются проблемы с сердцем (в это время ему около 26 лет). Юрий предсказывается себе раннюю смерть:
"«Немного простужен, кашель и, наверное, небольшой жар. Весь день перехватывает дыхание где‑то у гортани, комком подкатывая к горлу. Плохо мое дело. Это аорта. Первые предупреждения наследственности со стороны бедной мамочки, пожизненной сердечницы. Неужели правда? Так рано? Не долгий я в таком случае жилец на белом свете." 
"Это болезнь, склероз сердечных сосудов. Стенки сердечной мышцы изнашиваются, истончаются и в один прекрасный день могут прорваться, лопнуть." (Юрий о своей болезни)
Живя на Урале, Юрий старается что-то писать в свободное время:
"Хочется писать. Надо торопиться. Не оглянешься, и весна. Тогда будет не до чтения и писания."
Ему по-прежнему хочется написать крупную научную или художественную работу, которая бы осталась в памяти людей:
"«Как хотелось бы наряду со службой, сельским трудом или врачебной практикой вынашивать что‑нибудь остающееся, капитальное, писать какую‑нибудь научную работу или что‑нибудь художественное."
Здесь, на Урале, Юрий случайно встречает Лару в библиотеке. Между героями завязывается тайная любовная связь: 
"Прошло более двух месяцев с тех пор, как в одну из своих поездок в город он не вернулся к вечеру домой и остался у Ларисы Федоровны, а дома сказал, что задержался по делу в городе и заночевал на постоялом дворе у Самдевятова. Он давно был на «ты» с Антиповой и звал ее Ларою, а она его – Живаго. Юрий Андреевич обманывал Тоню и скрывал от нее вещи, все более серьезные и непозволительные. Это было неслыханно."
Доктор Живаго любит Лару:
"О как он любил ее! Как она была хороша!" 
"Я без ума, без памяти, без конца люблю тебя." (Живаго – Ларе)
При этом он якобы любит и жену Тоню. Однако позже Юрий называет Лару единственно любимой:
"Он любил Тоню до обожания. Мир ее души, ее спокойствие были ему дороже всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше, чем ее родной отец и чем она сама. В защиту ее уязвленной гордости он своими руками растерзал бы обидчика. И вот этим обидчиком был он сам."
"Прощай, единственно любимая, навсегда утраченная!" (Юрий о Ларе)  
Юрий и Лара являются во многом одинаковыми людьми, по мнению самой Лары:
"Мы с ним люди настолько же разные, насколько я одинаковая с тобою." (Лара об одинаковости с Живаго и различиях с мужем)
Любовь Лары и Юрия является вольной, небывалой, ни на что не похожей:
"О какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая!"
Юрий и Лара очень подходят друг другу и являются гармонической парой, по мнению Комаровского:
"Простите за смелость, вы страшно друг к другу подходите. В высшей степени гармоническая пара."
Изменяя жене, Юрий чувствует себя виноватым. Его мучает совесть:
"Дома в родном кругу он чувствовал себя неуличенным преступником. Неведение домашних, их привычная приветливость убивали его." 
"Он изнемогал под тяжестью нечистой совести."
Наконец доктор Живаго собирается признаться во всем жене, но не успевает, так как его берут в плен партизаны. В плену Юрий больше года служит доктором: 
"...он был в плену у партизан." 
"А теперь где он и что с ним? Лес, Сибирь, партизаны." 
"Юрий Андреевич второй год пропадал в плену у партизан." 
"Работы у доктора среди партизан было по горло."
Находясь в плену, Живаго тяжело переживает все ужасы гражданской войны, которая в это время происходит в России:
"Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали."
Тем временем, пока Юрий находится в плену, у Тони рождается второй ребенок – дочь Маша. Вскоре женщина уезжает с детьми с Урала в Москву:
"«О ваших ты знаешь. Они в Москве. Тоня родила дочку»."
"– <...> Расскажи мне о Тоне. Как крестили девочку? 
– Машей. В память твоей матери."
Наконец доктору Живаго удается сбежать из плена:
"Был у партизан и бежал."
Сбежав из плена, Юрий Живаго некоторое время живет с замужней Ларой и ее дочерью Катенькой. Доктор надеется уехать в Москву, где его ждет жена Тоня с детьми:
"Юрий Андреевич быстро поправлялся. Его выкармливала, выхаживала Лара своими заботами, своей лебедино‑белой прелестью..." 
"Их любовь была велика." 
Юрий счастлив с Ларой, но его мучает совесть из-за жены Тони:
"Чем ближе были ему эта женщина и девочка, тем менее осмеливался он воспринимать их по‑семейному, тем строже был запрет, наложенный на род его мыслей долгом перед своими и его болью о нарушенной верности им."
Доктор Живаго и Лара живут в напряжении и тревоге из-за того, что Живаго бежал из плена, а Лара является женой революционера Стрельникова. Коммунистические власти точат зуб на Юрия и Лару:
"Вы оба страшно не по вкусу здешним жрецам Фемиды. Товарищи Антипов и Тиверзин точат зубы на Ларису Федоровну и на вас."
"Кого‑то из нас наверняка лишат свободы, и, следовательно, так или иначе все равно разлучат." (Живаго о себе и Ларе)
Тем временем Тоня из Москвы сообщает мужу, что власти высылают ее с детьми за границу. Тоня чувствует, что Юрий ее не любит. Она также знает, что муж изменял ей с Ларой:
"Все горе в том, что я люблю тебя, а ты меня не любишь." (Тоня – Юрию) 
"Ведь мы больше никогда, никогда не увидимся." (Тоня – Юрию)
Судя по всему, Юрий не считает себя хорошим отцом из-за того, что всегда находится далеко от своих детей – Саши и Маши:
"Он далеко, всегда далеко, всю жизнь в стороне от них, да и папа ли это, такими ли бывают настоящие папы?" 
После плена Юрий устраивается работать врачом в три места, чтобы прокормиться:
"Временно, в чаянии предполагаемого отъезда в Москву, он поступил на три места. Быстро развивающееся обесценивание денег заставляло ловчиться на нескольких службах."
Доктор Живаго совсем не вписывается в новый коммунистический строй, который устанавливается в России:
"Есть некоторый коммунистический стиль. Мало кто подходит под эту мерку. Но никто так явно не нарушает этой манеры жить и думать, как вы, Юрий Андреевич. Не понимаю, зачем гусей дразнить. Вы – насмешка над этим миром, его оскорбление." (Комаровский о Живаго)
Наконец в силу обстоятельств доктор Живаго и Лара расстаются. Больше герои никогда не увидятся:
"Прощай, Лара, до свидания на том свете, прощай, краса моя, прощай, радость моя, бездонная, неисчерпаемая, вечная..." 
"Больше я тебя никогда не увижу, никогда, никогда в жизни, больше никогда не увижу тебя..."
После расставания с Ларой доктор Живаго с трудом возвращается в Москву. Здесь он пытается вернуть жену Тоню и детей из Парижа на родину, но ничего не добивается. До конца жизни ему так и не удастся увидеть Тоню и детей:
"Доктор с Васею пришли в Москву весной двадцать второго года, в начале нэпа." 
"Доктор ходил по разным ведомствам. Он хлопотал по двум поводам. О политическом оправдании своей семьи и узаконении их возвращения на родину и о заграничном паспорте для себя и разрешении выехать за женою и детьми в Париж. Вася удивлялся тому, как холодны и вялы эти хлопоты."
В Москве доктор Живаго пишет книжечки на разные темы и издает их с помощью своего друга Васи:
"Доктор и Вася соединили свои усилия. Доктор писал маленькие книжки в один лист по самым различным вопросам, а Вася их печатал в училище в качестве засчитывавшихся ему экзаменационных работ. Книжки, выпуском в немного экземпляров, распространяли в новооткрытых букинистических магазинах, основанных общими знакомыми. 
Книжки содержали философию Юрия Андреевича, изложение его медицинских взглядов, его определения здоровья и нездоровья, мысли о трансформизме и эволюции, о личности как биологической основе организма, соображения Юрия Андреевича об истории и религии, близкие дядиным и Симушкиным, очерки пугачевских мест, где побывал доктор, стихи Юрия Андреевича и рассказы." 
"Книжечки расходились. Любители их ценили."
Также Юрий Живаго поступает на службу доктором в разные учреждения:
"Возникли разного рода Дворцы Мысли, Академии художественных идей. В половине этих дутых учреждений Юрий Андреевич состоял штатным доктором."
В Москве доктор Живаго больше не живет в квартире Громеко, где провел юность и где жил с женой Тоней. Теперь в квартире живут другие люди. Живаго снимает жилье у посторонних людей:
"Закрепленные за доктором и его домашними комнаты были заселены, из вещей его собственных и его семьи ничего не оставалось."
"Доктор и Вася долгое время дружили и жили вместе. За этот срок они одну за другой сменили множество комнат и полуразрушенных углов, по‑разному нежилых и неудобных."
Последние годы своей жизни, проведенные в Москве (8-10 лет), доктор Живаго опускается, падает духом, теряет свои навыки и знания. Его болезнь сердца незаметно развивается:
"...восемь или девять последних лет его жизни перед смертью, в течение которых он все больше сдавал и опускался, теряя докторские познания и навыки и утрачивая писательские, на короткое время выходил из состояния угнетения и упадка, воодушевлялся, возвращался к деятельности и потом, после недолгой вспышки, снова впадал в затяжное безучастие к себе самому и ко всему на свете. В эти годы сильно развилась его давняя болезнь сердца, которую он сам у себя установил уже и раньше, но о степени серьезности которой не имел представления."
Доктор Живаго забрасывает медицину, становится неряхой и бедствует:
"...сам переселился в Мучной городок, где всесильный Маркел выгородил ему конец бывшей квартиры Свентицких." 
"Юрий Андреевич сюда перебрался и после переезда забросил медицину, превратился в неряху, перестал встречаться со знакомыми и стал бедствовать." 
"...капризы опустившегося и сознающего свое падение человека..."
Юрий начинает жить в неофициальном браке с Мариной – дочерью дворника Маркела, который раньше служил в доме Громеко. К 1929 г. у Юрия и Марины уже есть две дочери – Капитолина и Клавдия:
"Так она стала третьей, не зарегистрированной в загсе, женою Юрия Андреевича при неразведенной первой. У них пошли дети." 
"У Марины и доктора было две девочки, Капка и Клашка. Капитолине, Капельке, шел седьмой годок, недавно родившейся Клавдии было шесть месяцев."
Юрию по-прежнему не интересны его друзья, которые стали ординарными и неинтересными "советскими интеллигентами":
"Однако не мог же он сказать им: «Дорогие друзья, о как безнадежно ординарны вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусство ваших любимых имен и авторитетов. Единственно живое и яркое в вас – это то, что вы жили в одно время со мной и меня знали»."
"Гордон и Дудоров принадлежали к хорошему профессорскому кругу. Они проводили жизнь среди хороших книг, хороших мыслителей, хороших композиторов, хорошей, всегда, вчера и сегодня хорошей, и только хорошей музыки, и они не знали, что бедствие среднего вкуса хуже бедствия безвкусицы."
Юрий Живаго считает, что постоянное лицемерие наносит вред здоровью и что "душу нельзя насиловать безнаказанно". В том числе он имеет в виду установившийся коммунистический строй в России и то, как люди к нему адаптируются:
"От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она – состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно."
Однажды доктор Живаго исчезает из дома, чтобы пожить одному. Он шлет деньги семье, но не возвращается домой. Терпеливая Марина смиряется с этим:
"...в целях скорейшей и полной переделки своей судьбы хочет побыть некоторое время в одиночестве, чтобы в сосредоточенности заняться делами..." 
"Гордона он предуведомлял в письме, что переводит на его имя деньги для Марины." 
"Она долго не могла успокоиться, но, привыкнув к прошлым странностям Юрия Андреевича, примирилась в конце концов и с этою выходкой."
В этот период доктор Живаго получает помощь от своего сводного брата Евграфа, который в трудные моменты и раньше приходил ему на выручку:
"Он снял Юрию Андреевичу комнату в переулке, тогда еще носившем название Камергерского, рядом с Художественным театром. Он снабдил его деньгами, начал хлопотать о приеме доктора на хорошую службу, открывающую простор научной деятельности, куда‑нибудь в больницу. Он всячески покровительствовал брату во всех житейских отношениях."
С помощью брата доктор Живаго снова устраивается работать врачом в Боткинскую больницу в Москве:
"Он в первый раз направлялся на службу в Боткинскую больницу, называвшуюся тогда Солдатенковской."
В свой первый рабочий день, в августе 1929 г., доктор Живаго умирает по дороге на работу. На момент смерти ему около 37 лет:
"Однажды утром в конце августа Юрий Андреевич с остановки на углу Газетного сел в вагон трамвая..." 
"Несколько человек сошли вниз с площадки и обступили упавшего. Скоро установили, что он больше не дышит и сердце у него не работает."
На панихиду Юрия Живаго приходит много знакомых. Но еще больше приходит незнакомых людей, которые почитали его научные и литературные труды:
"Набралось порядочное число людей, знавших умершего в разную пору его жизни и в разное время им растерянных и забытых. У его научной мысли и музы нашлось еще большее количество неизвестных друзей, никогда не видавших человека, к которому их тянуло, и пришедших впервые посмотреть на него и бросить на него последний прощальный взгляд."
Спустя много лет, в 1943 г., в время Второй мировой войны Евграф Живаго и друзья Юрия встречают на фронте девушку Таню Безочередеву. Из ее рассказов они понимают, что она – дочь Юрия и Лары. Таня выросла в приемной семье, а потом вела беспризорную жизнь. Теперь же заботливый Евграф берет сироту под свою опеку. При этом сам Юрий умер, так и не узнав о существовании дочери: 
"Какая варварская, безобразная кличка Танька Безочередева." 
"Верно, денег дали тете Марфуше на мое пропитание, много денег." (Таня о том, как она попала в приемную семью) 
"...отыскание детских следов, следов сданного в чужие руки на воспитание ребенка..." (Лара о своих поисках)   

Это был цитатный образ и характеристика Юрия Живаго в романе "Доктор Живаго" Бориса Пастернака: описание героя в цитатах, его биография, история жизни.

Смотрите: