Портрет Бориса Пастернака. Художник Л. О. Пастернак
Портрет Бориса Пастернака.
Художник Л. О. Пастернак
Киприян Савельевич Тиверзин является одним из второстепенных персонажей знаменитого романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго".

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Тиверзина в романе "Доктор Живаго": описание героя в цитатах.


Смотрите:  








Тиверзин в романе "Доктор Живаго"


Полное имя героя - Киприян Савельевич Тиверзин. Мать зовет его Купринькой, а знакомые - Куприком:
"Тиверзин! Куприк! – окликнули его несколько голосов из темноты. Перед мастерскими стояла кучка народу. Внутри кто‑то орал и слышался плач ребенка. – Киприян Савельевич, заступитесь за мальчика, – сказала из толпы какая‑то женщина." 
"Какой ты догадливый, Купринька."
В начале романа Киприян Тиверзин живет в Москве и работает машинистом паровоза, как его брат и покойный отец:
"...за его товарища, паровозного машиниста Савелия Никитича Тиверзина." 
"...мать двух машинистов..." (о матери героя)
Он является передовым рабочим:
"Передовой железнодорожник Тиверзин..."
Он живет с матерью Марфой Гавриловной и женатым братом:
"Дом, в котором холостой Тиверзин жил вместе с матерью и женатым младшим братом, принадлежал соседней церкви Святой Троицы." 
"...и опять Марфа Гавриловна ему отказала." (о матери героя)
Отец героя погиб в железнодорожной катастрофе много лет назад:
"Муж Тиверзиной сгорел заживо при одной железнодорожной катастрофе." 
"...после ужасной смерти Савелия Никитича (он сгорел в 1888 году при одном нашумевшем в то время столкновении поездов)..."
После гибели отца семья Тиверзиных получила право на бесплатный проезд в поездах по всей России:
"Потомственные железнодорожники Тиверзины были легки на подъем и разъезжали по всей России по даровым служебным удостоверениям." (о бесплатных билетах) 
"Это была вдова и мать двух машинистов, старуха Тиверзина, бесплатно следовавшая с двумя невестками в третьем классе по служебным билетам."
В 1905 г. Тиверзин участвует в забастовке железнодорожных рабочих в Москве. Вместе с ним бастует его приятель Антипов (отец Паши Антипова):
"Тиверзин долго не подозревал, что после ухода его и Антипова из землянки на заседании было постановлено приступить к забастовке в этот же вечер."
В 1905 г. семья Тиверзиных берет на воспитание Пашу (Патулю) Антипова после того, как его отца арестовывают за участие в забастовках:
"Патуля Антипов, сын арестованного Павла Ферапонтовича и помещенной в больницу Дарьи Филимоновны, поселился у Тиверзиных."
В конце концов Киприян Тиверзин получает тюремный срок за участие в забастовках и отбывает срок на Урале:
"Тиверзин много лет думал, что это он один остановил в ту ночь работы и движение на дороге. Только позднейшие процессы, на которых его судили по совокупности и не вставляли подстрекательства к забастовке в пункты обвинения, вывели его из этого заблуждения."
Когда в 1917 г. большевики приходят к власти, Тиверзин, вероятно, выходит из тюрьмы на Урале и примыкает к рядам революционеров. В 1919 г. он уже служит в революционном трибунале в селении Ходатское на Урале. С ним работает его друг старик Антипов, тоже бывший политический заключенный (революционный трибунал - это судебный орган, который боролся с противниками революции):
"...Павел Ферапонтович Антипов, бывший политический ссыльный, из рабочих, где-то тут совсем недалеко на тракте в суде работает. В месте своей прежней ссылки. И друг его, Тиверзин. Члены революционного трибунала."
После революции 1917 г., когда к власти приходят большевики, дом в Москве, где жил революционер Тиверзин, решают назвать его именем:
"Так вот как, стало быть, товарищи. Будем говорить начистоту. Ваше здание поместительное, подходящее для общежития. Бывает, делегаты съезжаются на совещания, некуда рассовать людей. Есть решение взять здание в распоряжение райсовета под дом для приезжающих и присвоить ему имя товарища Тиверзина, как проживавшего в данном доме до ссылки, факт общеизвестный. Возражений не имеется?"
Тиверзин и Антипов становятся уважаемыми людьми в революционных кругах на Урале:
"Для почетных гостей были расставлены стулья. Их занимали три-четыре человека рабочих, старые участники первой революции, среди них угрюмый, изменившийся Тиверзин и всегда ему поддакивавший друг его, старик Антипов."
В 1920 г. Тиверзин и Антипов переходят служить в коллегию ревтрибунала в Юрятин, где живут Лара Антипова и Юрий Живаго:
"За примером далеко ходить не приходится. Сюда в коллегию ревтрибунала перевели из Ходатского двух старых политкаторжан, из рабочих, неких Тиверзина и Антипова. Оба великолепно меня знают, а один даже просто отец мужа, свекор мой. Но собственно, только с перевода их, совсем недавно, я стала дрожать за свою и Катенькину жизнь."
Влиятельные революционеры Тиверзин и Антипов "точат зубы" на Лару и Юрия за их политические взгляды, происхождение, родственные связи и т.д. Это давление вынуждает Лару бежать во Владивосток, а Юрия - вернуться в Москву:
"Но тут есть влиятельные люди из Москвы. Нутро ваше им известно досконально. Вы оба страшно не по вкусу здешним жрецам Фемиды. Товарищи Антипов и Тиверзин точат зубы на Ларису Федоровну и на вас."
Тиверзин является безжалостным, холодным человеком себе на уме, который много перебаламутил в жизни, по мнению старухи Галузиной:
"Она вспомнила теперешних верховодов в Ходатском, о которых имела близкое представление, политических ссыльных из столиц, Тиверзина, Антипова, анархиста Вдовиченко Черное знамя, здешнего слесаря Горшеню Бешеного. Все это были люди себе на уме. Много они на своем веку перебаламутили, что-то, верно, опять замышляют, готовят. Без этого не могут. Жизнь провели при машинах и сами безжалостные, холодные, как машины. Ходят в коротких, поверх фуфаек, пиджаках, папиросы курят в костяных мундштуках, чтобы чем не заразиться, пьют кипяченую воду. Ничего не выйдет у Власушки, эти все перевернут по-своему, всегда поставят на своем." (Галузина о Тиверзине и его товарищах)
По мнению Лары, Тиверзин и его друг Антипов способны на все ради "высшей революционной справедливости" - даже уничтожить своих близких:
"От них всего можно ждать. Антипов недолюбливает меня. С них станется, что в один прекрасный день они меня и даже Пашу уничтожат во имя высшей революционной справедливости."
Революционная деятельность вытравливает из Тиверзина все живое, человеческое:
"Сопричисленные к божественному разряду, к ногам которого революция положила все дары свои и жертвы, они сидели молчаливыми, строгими истуканами, из которых политическая спесь вытравила все живое, человеческое."
По мнению Лары, такие люди, как Тиверзин и Антипов, оказываются страшнее волков:
"Но люди, особенно люди вроде Антипова или Тиверзина, теперь страшнее волков."

Это цитатный образ и характеристика Тиверзина в романе "Доктор Живаго" Б. Пастернака: описание героя в цитатах.

Смотрите: