Современники Достоевского приняли его новый роман с огромным интересом и любопытством. Некоторые из критиков осуждали новинку, отстальные — восхищались ею. В любом случае никто не остался равнодушен.
В этой статье представлена критика о романе "Преступление и наказание" Достоевского, отзывы современников о произведении.
Смотрите:
- Критика о Достоевском
Критика о романе "Преступление и наказание", отзывы современников
Отзыв в газете "Гласный суд":
"Начало этого романа наделало много шуму, в особенности в провинции, где все подобного рода вещи принимаются, от скуки, как-то ближе к сердцу... <...> О новом романе говорили даже шепотом, как о чем-то таком, о чем вслух говорить не следует... <...>
По прочтении "Преступления и наказания" невольно является вопрос: что это такое? Роман это или просто психологическое исследование, изложенное в общедоступной форме? <...> ...если даже автор в лице Раскольникова и действительно хотел воссоздать новый тип, — то попытка эта ему не удалась. У него герой вышел — просто-напросто сумасшедший человек, или, скорее, белогорячечный... <...>
У Раскольникова — все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду... <...> ...роман г. Достоевского, в способностях которого к тонкому анализу я сильно сомневаюсь..."
(отзыв в газете "Гласный суд", 1867 г.)
В. В. Розанов:
"... все остальные произведения <...> обширный и разнообразный комментарий к самому совершенному его произведению — "Преступление и наказание"... <...> Общий дух романа, неуловимый, неопределимый, еще гораздо замечательнее всех отдельных поразительных его эпизодов: как — это тайна автора, — но он действительно подносит нам и дает ощутить преступность всеми внутренними фибрами нашего существа... <...>
Колорит этого романа <...> есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, подуманных человеком о себе... <...>
"Преступление и наказание" — самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинен как личность..."
(В. В. Розанов, "О Достоевском", 1893 г.)
Е. Л. Марков:
"Преступление и наказание" — один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского. Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов... <...> ...ничего подобного, по обстоятельности исследования и внутренней психической правде, не представляет наша литература в своих разнородных описаниях преступлений. <...> ...трудно написать более мастерскую и верную картину психики преступника... <...>
"Преступление и наказание" — один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского. Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов... <...> ...ничего подобного, по обстоятельности исследования и внутренней психической правде, не представляет наша литература в своих разнородных описаниях преступлений. <...> ...трудно написать более мастерскую и верную картину психики преступника... <...>
В "Преступлении и наказании" вообще есть много самобытных и выразительных типов. Чета Мармеладовых, Порфирий Петрович, Свидригайлов — всё это отличается оригинальностью и силою замысла, хотя и не всё разработано удовлетворительно... <...>
...Свидригайлов же — это один из самых заправских, самых любимых типов Достоевского; это ходячий психический калейдоскоп, в котором неожиданные и противоречивые черты характера выскакивают совсем готовыми на глаза читателя... <... > такое хаотическое сочетание возвышенного добра с гнуснейшею преступностью..."
...Свидригайлов же — это один из самых заправских, самых любимых типов Достоевского; это ходячий психический калейдоскоп, в котором неожиданные и противоречивые черты характера выскакивают совсем готовыми на глаза читателя... <... > такое хаотическое сочетание возвышенного добра с гнуснейшею преступностью..."
(Е. Л. Марков, "О романе "Преступление и наказание", 1879 г.)
В. Г. Короленко:
В. Г. Короленко:
"Читали вы Достоевского? И поняли? Так как же вы не видите, что исповедь Мармеладова это именно такая вещь, после которой можно пойти и убить старуху. Когда совершаются такие вещи, когда перед глазами происходит такая несправедливость — Раскольников думает: нет, бог своими совершенными средствами делает не то, что нужно. Дай-ка я попробую достигнуть справедливости своими, несовершенными..."
И. Ф. Анненский:
(В. Г. Короленко, из "Записной тетради" 1889-1891 гг.)
И. Ф. Анненский:
"...есть и в творчестве этого романиста поворот; только это не каторга, а 1866 год, когда вышло в свет "Преступление и наказание". Как раз в этом романе впервые мысль Достоевского расправила крылья... <...>
Как роман "Преступление и наказание" по своей художественной стройности остался у своего автора непревзойденным. В нем есть настоящее единство, в нем есть не только сжатость, но и центр... <...>
Из романов Достоевского "Преступление и наказание", безусловно, и самый колоритный. Это — роман знойного запаха известки и олифы, но еще более это — роман безобразных, давящих комнат... <...>
Достоевскому было 45 лет, когда в 1866 г. он держал корректуру "Русского Вестника"... А все-таки произведение вышло совсем молодое, выстраданное, суровое... но молодое и свободное... <...> ...широко и ярко нет-нет да и развернется мысль в "Преступлении и наказании". А потом: читайте "Карамазовых" — и самого Достоевского вы увидите разве мельком... <...>... все действие артистически сжато в несколько страшных июльских суток..."
Как роман "Преступление и наказание" по своей художественной стройности остался у своего автора непревзойденным. В нем есть настоящее единство, в нем есть не только сжатость, но и центр... <...>
Из романов Достоевского "Преступление и наказание", безусловно, и самый колоритный. Это — роман знойного запаха известки и олифы, но еще более это — роман безобразных, давящих комнат... <...>
Достоевскому было 45 лет, когда в 1866 г. он держал корректуру "Русского Вестника"... А все-таки произведение вышло совсем молодое, выстраданное, суровое... но молодое и свободное... <...> ...широко и ярко нет-нет да и развернется мысль в "Преступлении и наказании". А потом: читайте "Карамазовых" — и самого Достоевского вы увидите разве мельком... <...>... все действие артистически сжато в несколько страшных июльских суток..."
(И. Ф. Анненский, "Искусство мысли", 1909 г.)
Это была критика о романе "Преступление и наказание" Достоевского: отзывы современников о произведении.
Это была критика о романе "Преступление и наказание" Достоевского: отзывы современников о произведении.
Смотрите:
- Критика о Достоевском
- Критика о Достоевском
0 Комментарии