https://www.literaturus.ru/2020/12/kritika-bednye-ljudi-dostoevskij-otzyvy-sovremennikov.html
Макар Девушкин.
Художник
П. Боклевский
Роман "Бедные люди" является первым опубликованным произведением Ф. М. Достоевского. Роман был опубликован в 1846 г. и сразу вызвал бурную реакцию у критиков. 

В этой статье представлена критика о романе "Бедные люди", положительные и отрицательные отзывы современников о произведении.

Смотрите:






Критика о романе "Бедные люди" Достоевского


Н. В. Кукольник

"«Бедные люди», роман Ф. М. Достоевского: название безошибочно; по объему это не роман, и при всем том мы не читали еще такого длинного романа. <...>

Переписка эта продолжается сто огромных страниц; но, видно, у Федоры... заболели ноги. Варенька сжалилась над нею и вышла замуж за своего соблазнителя. Но чтобы не разом обрадовать читателя, Варенька обратила Девушкина не в почтальона, а в почтовую лошадь; гоняла его по всем свадебным заказам и уехала с мужем в деревню. <...>

...роман, который не имеет никакой формы и весь основан на подробностях утомительно однообразных, наводит такую скуку, какую нам еще испытывать не удавалось. <...>

Неизвестно, почему вообразили себе наши сатирики, что мелкие чиновники говорят только уменьшительными. И уж в этом романе уменьшительным нет никакой пощады. Это лексикон, справочное место уменьшительных." 


Л. В. Брант

"Роман этот называется «Бедные люди» и сочинен в письмах — форме повествования, требующей таланта необыкновенного, большой опытности, житейской и литературной, мастерского, увлекательного изложения... <...>

Новичок в литературе, г. Достоевский решился прямо испытать свои силы в столь трудном, весьма немногим удавшемся роде — попытка смелая, наказанная совершенным крушением. Содержание романа нового автора чрезвычайно замысловато и обширно: из ничего он вздумал построить поэму, драму и вышло ничего... <...>

Читатель, взволнованный до глубины души, обливаясь слезами над участью жалостных «жертв рока», роняет книгу... может быть, и от другой причины... тяжестью своею она ужасно оттягивает руки — но, во всяком случае, в ней много, много «пафоса»!! <...>

...мы с жадностию принялись за чтение романа г. Достоевского и вместе со всеми читателями жестоко разочаровались.<...>

Есть даже несколько сносных мест, которые, однако, далеко не искупаются всем остальным. Главная причина недостатков скучного романа г. Достоевского заключается, по нашему мнению, в том, что он в тоне своего рассказа хотел соединить юмор Гоголя с наивным простодушием покойного Основьяненки (Квитка). <...> А на этот раз извините: первый блин комом вышел, гора родила мышь — «слухи» не оправдались и даже очень повредили автору, ибо настроили публику к ожиданию чего-то необыкновенного."


П. А. Плетнев

"В этом романе два элемента поэзии: серьезный и комический. <...> Места, где автор говорит серьезно, восхитительны, например, описание осеннего вечера и озера... Нам особенно понравились как чисто романтическое «Записки бедной девушки», рассказывающей сперва о своем детстве и после о первой любви своей... Автор так хорошо постигнул свой предмет, создал столь независимо положения и характеры лиц, выражениям их сообщил такую верность, естественность и оригинальность, наконец, рассказ свой вел с таким мастерским искусством, усиливая интерес и кончив его самым трогательным образом, что никто не усомнится в его неподдельном, прекрасном таланте. Другие части этого же романа не произвели на нас столь приятного действия. Нам даже показалось, когда мы проходили длинный ряд этих шуточных сцен, картин и прочих украшений, этих карикатур, не без претензии на характер трогательного, нам показалось, что г-н Достоевский все это вызвал к жизни усиленно, теоретически, без сердечного разделения описанных ощущений."





Ф. В. Булгарин

"...и вот по городу разнесли вести о новом гении, г. Достоевском (не знаем наверное, псевдоним или подлинная фамилия), и стали превозносить до небес роман «Бедные люди». Мы прочли этот роман и сказали: бедные русские читатели! <...> Г. Достоевский человек не без дарования, и если попадет на истинный путь в литературе, то может написать что-нибудь порядочное."


Аполлон Григорьев:

"...«Бедные люди», роман г. Ф. Достоевского, дарования, еще в первый раз являющегося на литературном поприще, и являющегося, сказать правду, со славою. ...не можем удержаться от нескольких замечаний, внушенных нам уважением к таланту автора, многие страницы которого — скажем, нисколько не стыдясь — трогали нас до слез. Содержание «Бедных людей» так просто, так просто, что только с слишком большими силами можно было отважиться на трудный подвиг развить из этого бедного содержания целую внутреннюю драму. <...>

В авторе на каждом шагу виден продолжатель, развитель Гоголя, хотя развитель самостоятельный и талантливый; скажем еще более, автор анализирует явления больше, пожалуй, даже Гоголя, роется в них глубже, если хотите... <...>

И г. Достоевскому суждено, кажется, — судя по огромным размерам его таланта — довести школу до крайних граней... быть, так сказать, примиряющим звеном между Гоголем и Лермонтовым."


А. Н. Плещеев:

"...«Бедные люди», роман г. Достоевского, молодого писателя, еще впервые выступающего на литературное поприще, но уже обнаружившего огромное дарование. В страшной, сжимающей сердце картине представляет он несчастия, претерпеваемые бедным классом нашего общества. <...>

Читаешь эти полузабавные, полупечальные страницы: иногда улыбка навернется на уста; но чаще грустно защемит и заноет сердце, и глаза оросятся слезами. Вы кончите роман, и в душе вашей останется тяжкое невыразимо-скорбное ощущение — такое, какое наводит на вас предсмертная песня Дездемоны. Слог автора или, если хотите, слог писем Макара Алексеевича отличается смелым детским простодушием и самой умилительной сердечностью. <...>

По одному первому произведению молодого литератора еще нельзя определить его характер; но уже видно, что у г. Достоевского много наблюдательности и сердце, исполненное теплой любовью к добру и благородным негодованием ко всему, что зовем малодушным и порочным. Присоедините к этому еще особенную манеру рассказа — слог весьма оригинальный, ему одному только свойственный. <...>

В авторе «Бедных людей» мы заметили один недостаток — немаловажный, но весьма свойственный молодому писателю, еще не достигшему искусства художнически обделывать свои произведения: это излишнее многословие, неумение кстати остановиться, и роман его много выиграл бы, если б хоть немного был короче. При всем том многие страницы превосходны."


А. В. Никитенко:

"Название романа показывает, какое поле на этот раз для жатвы материалов избрал автор в беспредельном пространстве жизни. Поле это широко и простирается бесконечными извилинами почти по всему обществу человеческому; уныло и безотрадно оно. <...>. Всё это поле человеческой жизни называется нищетою. Художники, люди по природе своей добрые и сострадательные, не гнушаются этим зрелищем запустения и мрака и иногда заглядывают сюда, что бы передать о нем весть обществу. <...>

В романе господина Достоевского нет ни сильных эффектов, ни мощных энергических характеров, потому что их и не бывает в области, в которой родилось его создание. <...>

Нельзя не согласиться, что характеры, которыми автор выражает главное направление своих идей, придуманы им превосходно и очерчены с большим искусством. Их физиономия определительна и жива; размеры их естественны и стройны. <...>

Главный недостаток автора состоит в злоупотреблении той самой силы, которая составляет в нем такое неотъемлемое достоинство — в злоупотреблении анализа. <...> В самом деле, в романе есть сцены, которые в состоянии тронуть сердце ваше до глубины слез; между тем, прочитав весь роман, вы испытываете впечатление, похожее на то, какое ощущаем после приятной, но утомительной прогулки. <...>

Автор страшным образом употребляет во зло уменьшительные слова... Но что вообще автор способен писать прекрасным языком, это неоспоримо. <...>

Какой же общий вывод мы должны сделать из всего сказанного нами о романе «Бедные люди»? Достоинства его несомненны; но они пока заключаются более в прекрасных замыслах, чем в событиях... <...> ...в романе бездна излишеств... От этого, несмотря на истинный талант автора, произошли разом три не совсем приятные следствия: сочинение растянуто как роман, не полно как умная книга и немножко скучновато как та и другая вместе."


О. И. Сенковский:

"Одна из этих статеек, именно «Бедные люди», роман Федора Достоевского, — так называется статейка... отличается даже трогательным интересом. Она читается — иногда с утомлением — но большею частию с удовольствием. Это, как кажется, испугало многих. Увидели дарование — искусство — ужас — и решились, одни — захвалить его тут же, на месте, другие забранить — с тем чтобы впредь и следа его не было. <...> Те и другие не правы. <...>

Бедный молодой человек!., (а я, признаться, сначала думал, что автор «Бедных людей» не молодой человек, а молодая особа, и теперь еще не совсем уверен, что он не девушка, — чего прошу не принимать в укоризну — это своего рода похвала!)... бедный молодой человек! За что вы его так жестоко хвалите, так лестно браните?., что он вам сделал?.. <...>

...убежден, впредь до распоряжения, что господин Федор Достоевский вскоре заставит меня воскликнуть полным ртом и густым басом: премилый талант!., но, покамест, его микроскопические словечки, предметы, лица и подробности так сузили и сжали мои губы, что и я, подобно ему, говорю уменьшительными."


С. П. Шевырев:

"Нельзя не удивляться деятельности петербургских литераторов! Любо смотреть! <...> Вот огромная повесть «Бедные люди» нового дебютанта в литературе — г. Федора Достоевского! <...>

Новое имя в литературе — г. Федор Достоевский! <...> На поле, почти пустом, нашей современной изящной словесности повесть «Бедные люди» есть явление, конечно, замечательное. <...>

В отношении художественном мы можем заметить в новом повествователе наблюдательность и чувство. Многое в Макаре Алексеевиче подмечено очень верно. Все эпизоды о бедных людях проникнуты чувством, особенно рассказ о студенте Покровском и об отце его — едва ли не лучше всей повести. Письмо Девушкина о смерти сына у Горшковых заставит больше чем задуматься."


Ф. В. Булгарин:

"Вот явился молодой человек, г. Достоевский, написавший две весьма слабые повести: «Бедные люди» и «Двойник», которые во всякое другое время прошли бы незаметно в нашей литературе, повести, какие появляются сотнями в Германии и Франции, не находя читателей, — и партия ухватилась за г. Достоевского и давай превозносить его выше леса стоячего, ниже облака ходячего! Смешно, но более жалко. <...>

Две повести г. Достоевского не могут даже быть сравниваемы ни с одним рассказом графа Соллогуба, ни с одною повестью И. И. Панаева, князя Одоевского, г. Павлова, словом, ни с одним произведением новых и прежних повествователей; о повестях г. Достоевского не станем говорить! Заметьте, что, кроме «Отечественных записок», все журналы одного мнения об этих несчастных повестях г. Достоевского."


В. Г. Белинский:

"Слухи о «Бедных людях» и новом, необыкновенном таланте, готовом появиться на арене русской литературы, задолго предупредили появление самой повести. Подобного обстоятельства никак нельзя назвать выгодным для автора. <...> Несмотря на то, успех «Бедных людей» был полный. <...> ...за исключением людей, решительно лишенных способности понимать поэзию, и за исключением, может быть, двух-трех испугавшихся за себя писак, все согласились бы, что в этой повести заметен не совсем обыкновенный талант. Для первого раза нечего больше и желать. <...>

С первого взгляда видно, что талант г. Достоевского не сатирический, не описательный, но в высокой степени творческий, и что преобладающий характер его таланта — юмор. <...>
Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей... <...>

Во многих частностях обоих романов г. Достоевского («Бедных людей» и «Двойника») видно сильное влияние Гоголя, даже в обороте фразы; но со всем тем в таланте г. Достоевского так много самостоятельности... <...>

Пока еще трудно определить решительно, в чем заключается особенность, так сказать, индивидуальность и личность таланта г. Достоевского, но что он имеет всё это, в том нет никакого сомнения. Судя по «Бедным людям», мы заключили было, что глубоко человечественный и патетический элемент, в слиянии с юмористическим, составляет особенную черту в характере его таланта... Вообще, талант г. Достоевского, при всей его огромности, еще так молод, что не может высказаться и выказаться определенно. Это естественно: от писателя, который весь высказывается первым своим произведением, многого ожидать нельзя. <...>

Мы сказали, что в обоих романах г. Достоевского заметно сильное влияние Гоголя, и это должно относиться только к частностям, к оборотам фразы, но отнюдь не к концепции целого произведения и характеров действующих лиц. В последних двух отношениях талант г. Достоевского блестит яркою самостоятельностью. <...>

Нельзя не согласиться, что для первого дебюта «Бедные люди» и, непосредственно за ними, «Двойник» — произведения необыкновенного размера и что так еще никто не начинал из русских писателей. <...> Посмотрите, как проста завязка в «Бедных людях»: ведь и рассказать нечего! А между тем так много приходится рассказывать, если уже решишься на это! <...>

Смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь слезы, — какое уменье, какой талант! И никаких мелодраматических пружин, ничего похожего на театральные эффекты! Всё так просто и обыкновенно, как та будничная, повседневная жизнь, которая кишит вокруг каждого из нас и пошлость которой нарушается только неожиданным появлением смерти то к тому, то к другому!.. Все лица обрисованы так полно, так ярко... <...> Можно бы заметить, и не без основания, что лицо Вареньки как-то не совсем определенно и оконченно; но, видно, уж такова участь русских женщин, что русская поэзия не ладит с ними, да и только!"


Ф. Ф. Лёве:

"...С сим произведением в русскую литературу входит совершенно новый язык. Это не многокрасочная манера Пушкина, это не мудрая краткость Крылова, не исполненный теплоты и вместе с тем острый стиль Гоголя — это повседневная речь в лучшем и самом высоком смысле слова. Писатель взял за основу своего слога народный язык и глубоко вскрыл новые его стороны. 

Герои Достоевского изъясняются точно так, как могли бы говорить в данном положении русские люди этого сословия, терзаясь такими же мыслями, и вместе с тем автор нигде не унижается до простого копирования народной речи, как это делают многие литераторы, внешне перенимая чуждые основному их стилю фразы. Нет, Достоевский воплотил в своем произведении дух и речь народа; всё — тихое и развеселое, деловитое и хлесткое, что есть в прекрасном языке, предстает здесь поэтически облагороженным и просветленным."


Это была избранная критика о романе "Бедные люди" Достоевского, положительные и отрицательные отзывы современников о произведении.

Смотрите: