Макар Девушкин. Художник П. Боклевский |
Какие отношения связывают Макара и Вареньку и как эти отношения развиваются по ходу романа? Что значат герои друг для друга?
Отношения Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой в цитатах из романа "Бедные люди"
"Уж как бы там ни было, а я вам хоть дальний родной, хоть, по пословице, и седьмая вода на киселе, а все-таки родственник, и теперь ближайший родственник и покровитель..." (письмо Макара от 8 апреля)
"Я вам благодарна, очень благодарна за всё, что вы для меня сделали, я всё это очень чувствую..." (письмо Вареньки от 5 августа)
Варенька привязана к Макару всей душой и любит его всем сердцем. По ее словам, ее дружба и любовь к Макару ничем не изгладятся из ее сердца:
"Я только привязана к вам всею душою, люблю вас крепко, сильно, всем сердцем..." (письмо Вареньки от 1 июля)
"...моя дружба и любовь к вам, которые ничем не изгладятся из моего сердца." (письмо Вареньки от 27 июля)
"Это доказывает, что у вас доброе сердце, Макар Алексеевич. За это то я вас и люблю." (письмо Макара от 11 июня)
"Я вас, как свет господень, любил, как дочку родную любил, я всё в вас любил, маточка, родная моя!" (последнее письмо Макара, без даты)
"Отеческая приязнь одушевляла меня, единственно чистая отеческая приязнь, Варвара Алексеевна; ибо я занимаю у вас место отца родного, по горькому сиротству вашему; говорю это от души, от чистого сердца, по-родственному."(письмо Макара от 8 апреля)
В своих письмах Макар очень ласково обращается к Вареньке, называя ее "душечкой", "маточкой", "ангелом", "голубушкой" и т.д. Варвара более сдержана в своих обращениях и обычно называет Макара по имени и отчеству, а также зовет его "другом", "добрым другом", "любезным Макаром Алексеевичем".
"Узнав вас, я стал, во первых, и самого себя лучше знать и вас стал любить; а до вас, ангельчик мой, я был одинок и как будто спал, а не жил на свете." (письмо Макара от 21 августа)
"Голубчик вы мой! Как вспомню об вас, так точно лекарство приложу к больной душе моей, и хоть страдаю за вас, но и страдать за вас мне легко..." (Макар Вареньке)
"Я вас, как свет господень, любил, как дочку родную любил, я всё в вас любил, маточка, родная моя! и сам для вас только и жил одних! Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, и наблюдения мои бумаге передавал в виде дружеских писем, всё оттого, что вы, маточка, здесь, напротив, поблизости жили. Вы, может быть, этого и не знали, а это всё было именно так!" (последнее письмо Макара, без даты)
Варенька чувствует, что она очень много значит для Макара, и по-доброму упрекает его за то, что он живет ее жизнью, а не своей:
"...что и теперь живете только тем, что я живу: моими радостями, моими горестями, моим сердцем!" (слова Вареньки, письмо Вареньки от 5 августа)
"Ради меня, голубчик мой, не губите себя и меня не губите. Ведь я для вас одного и живу, для вас и остаюсь с вами." (письмо Вареньки от 14 августа)
Известно, что в начале их дружбы Варенька была очень больна и Макар потратил последние деньги и продал личные вещи, чтобы помочь ей выздороветь. В результате Макар сам впал в нищету, у него появились долги за квартиру. Когда Варенька поправляется, Макар скрывает от нее эти детали, чтобы не расстраивать ее. Однако девушка вскоре узнает о его материальных трудностях:
"Я и тогда уже видела, что многим обязана вам, когда вы уверяли, что издерживаете на меня только запасные деньги свои, которые, как говорили, у вас в ломбарде на всякий случай лежали. Теперь же, когда я узнала, что у вас вовсе не было никаких денег, что вы, случайно узнавши о моем бедственном положении и тронувшись им, решились издержать свое жалованье, забрав его вперед, и продали даже свое платье, когда я больна была..." (письмо Вареньки от 27 июля)
Пока Варенька была больна, Макар почти не покидал ее. Уже в тот момент соседи начали сплетничать об их отношениях:
"Я и то, маточка моя, ангельчик, вас почти совсем не покидал во всё время болезни вашей, во время беспамятства-то вашего; но и тут я и сам уж не знаю, как я все эти дела обделывал; да и то потом перестал ходить; ибо любопытствовать и расспрашивать начали." (письмо Макара от 20 мая)
Когда Варенька узнает о денежных проблемах Макара, ей становится неловко за это. Теперь уже она начинает давать деньги обнищавшему Макару. Бедный Макар очень благодарен ей за помощь:
"Посылаете мне еще полтинничек, Варенька, и этот полтинничек мне мое сердце пронзил. Так так-то оно теперь стало, так вот оно как! то есть это не я, старый дурак, вам, ангельчику, помогаю, а вы, сироточка моя бедненькая, мне!" (письмо Макара от 28 июля)
"Уж такое дело темное, маточка! Тридцать копеек серебром мне прислали, а потом прислали двугривенничек; у меня сердце и заныло, глядя на ваши сиротские денежки." (письмо Макара от 21 августа)
Чтобы избежать сплетен, Макар предлагает Вареньке видеться в темное время суток, чтобы соседи их не видели. Однако летом в Петербурге не бывает темно, так как это период белых ночей. В итоге Макар предлагает Вареньке видеться где-то на улице или в церкви у всенощной:
"Что же это вы пишете, родная моя? Как же я к вам приду? Голубчик мой, что люди-то скажут? Ведь вот через двор перейти нужно будет, наши заметят, расспрашивать станут, – толки пойдут, сплетни пойдут, делу дадут другой смысл. Нет, ангельчик мой, я уж вас лучше завтра у всенощной увижу; это будет благоразумнее и для обоих нас безвреднее." (8 апреля)
"...да как же мне ходить к вам так часто, маточка, как? я вас спрашиваю. Разве темнотою ночною пользуясь; да вот теперь и ночей то почти не бывает: время такое. <...>
Здесь уж и без того сплетня заплелась какая-то. Я на Терезу надеюсь; она не болтлива; но всё же, сами рассудите вы, маточка, каково это будет, когда они всё узнаю про нас? Что-то они подумают и что они скажут тогда? Так вот вы скрепите сердечко, маточка, да переждите до выздоровления; а мы потом уж так, вне дома, где-нибудь рандеву дадим. (письмо Макара от 20 мая)
На протяжении всей переписки Макар продолжает жаловаться на своих соседей-сплетников, которые мучают его своими злыми разговорами. Варенька пытается успокоить Макара, однако тот продолжает страдать от сплетен:
"Вы говорите, что над вами смеются все; что все узнали о нашей связи и что и меня упоминают в насмешках своих соседи ваши. Не обращайте внимания на это, Макар Алексеевич, и, ради бога, успокойтесь." (письмо Вареньки от 27 июня)
"Но сплетни, сплетни меня беспокоят более всего." (письмо Макара от 28 июля)
"А в квартире у нас все всё до последнего знают и к вам в окно пальцем показывают; это уж я знаю, что показывают. А как я вчера к вам обедать пошел, то все они из окон повысовывались, а хозяйка сказала, что вот, дескать, черт с младенцем связались, да и вас она назвала потом неприлично." (письмо Макара от 1 августа)
Возможно, в какой-то момент Макар намекает Вареньке о своей любви к ней как к женщине, а та отвечает ему, что это с его стороны неблагоразумно. Однако Макар настаивает на том, что его любовь к ней благоразумна ("не неблагоразумна"), так как это единственная радость в его тоскливой жизни:
"Я не про дебош мой говорю (ну его, маточка, ну его!), а про то, что я люблю вас и что вовсе не неблагоразумно мне было любить вас, вовсе не неблагоразумно. Вы, маточка, не знаете ничего; а вот если бы знали только, отчего это всё, отчего это я должен вас любить, так вы бы не то сказали." (письмо Макара от 28 июля)
Судя по всему, Варенька знает и видит, что Макар любит ее не просто как родственник, а как мужчина. Об этом она говорит в своем последнем письме:
"Вы единственный друг мой; вы только одни здесь любили меня. Ведь я всё видела, я ведь знала, как вы любили меня! Улыбкой одной моей вы счастливы были, одной строчкой письма моего." (письмо Вареньки от 30 сентября)
Узнав, что Варенька собирается замуж за господина Быкова, Макар Алексеевич искренне желает ей семейного счастья. Правда, он чувствует, что этот брак не будет счастливым для бедной девушки, и это его печалит:
"Только за что же господин-то Быков на вас сердится? Ну, будьте счастливы, маточка! Я рад; да, я буду рад, если вы будете счастливы." (последнее письмо Макара, без даты)
"Где мне вас найти потом, ангельчик мой? Я умру, Варенька, непременно умру; не перенесет мое сердце такого несчастия!"
"Вас увозят, вы едете! Да теперь лучше бы сердце они из груди моей вырвали, чем вас у меня! Как же вы это!" (последнее письмо Макара, без даты)
0 Комментарии