Наташа Ростова и Андрей Болконский на балу. Сериал 2016 г. |
Краткое содержание эпизода "Первый танец Наташи Ростовой и князя Андрея"
Первый танец Наташи Ростовой и Андрея Болконского (текст эпизода)
XVI.
Вдруг всё зашевелилось, толпа
заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов,
при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка.
Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее
избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли польский, известный
тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр,
Елизавета, восхищаете вы нас». Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к
дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад.
Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь,
разговаривая с хозяйкой. Какой-то молодой человек с растерянным видом наступал
на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими
совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились
вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в польский. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно-поднимающеюся, чуть определенною грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская — у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нѐчего смотреть. Нет, это не может быть!» — думала она. — «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали
звучать грустно, — воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская
отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни
как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей
прошел с какою-то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль,
улыбаясь, что-то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташи тем
взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз
отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно
это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для
семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру,
что-то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда-то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута — никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант-распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.
Князь Андрей в своем
полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и
веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил
с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании Государственного Совета.
Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах
законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня,
о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что́ ему говорил
Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не
решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих
робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть
приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и
схватил его за руку.
— Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegée {подопечная (франц.)}, Ростова молодая, пригласите ее, — сказал он.
— Где? —
спросил Болконский. — Виноват, — сказал он обращаясь к барону, — этот разговор
мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. — Он вышел
вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо
Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял,
что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением
лица подошел к графине Ростовой.
— Позвольте вас
познакомить с моею дочерью, — сказала графиня, краснея.
— Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, — сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливою, благодарною, детскою улыбкой.
«Давно я ждала тебя», — как будто
сказала эта испуганная и счастливая девочка, своею проявившеюся из-за готовых
слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара,
вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени.
Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро,
легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия.
Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее
плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто
лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой,
которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее
не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от
политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая
поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от
присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал
ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но
едва он обнял этот тонкий, подвижный стан, и она зашевелилась так близко от
него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он
почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее,
остановился и стал глядеть на танцующих.
XVII.
После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы, подошел и тот танцор-адъютант, начавший бал, и еще молодые люди, и Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцовать целый вечер. Она ничего не заметила и не видала из того, что́ занимало всех на этом бале. Она не только не заметила, как государь долго говорил с французским посланником, как он особенно милостиво говорил с такою-то дамой, как принц такой-то и такой-то сделали и сказали то-то, как Элен имела большой успех и удостоилась особенного внимания такого-то; она не видала даже государя и заметила, что он уехал только по тому, что после его отъезда бал более оживился. Один из веселых котильонов, перед ужином, князь Андрей опять танцовал с Наташей. Он напомнил ей о их первом свиданьи в отрадненской аллее и о том, как она не могла заснуть в лунную ночь, и как он невольно слышал ее. Наташа покраснела при этом напоминании и старалась оправдаться, как будто было что-то стыдное в том чувстве, в котором невольно подслушал ее князь Андрей.
Князь Андрей, как все люди,
выросшие в свете, любил встречать в свете то, что́ не имело на себе общего
светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью и робостью
и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и
говорил с нею. Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных
предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки,
относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию. В то время, как
Наташу выбирали и она с улыбкой вставала и танцовала по зале, князь Андрей
любовался в особенности на ее робкую грацию. В середине котильона Наташа,
окончив фигуру, еще тяжело дыша, подходила к своему месту. Новый кавалер опять
пригласил ее. Она устала и запыхалась, и видимо подумала отказаться, но тотчас
опять весело подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею.
«Я бы рада была отдохнуть и
посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я
счастлива, и я всех люблю, и мы с вами всё это понимаем», и еще многое и многое
сказала эта улыбка. Когда кавалер оставил ее, Наташа побежала через залу, чтобы
взять двух дам для фигур.
«Ежели она подойдет прежде к
своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моею женой», сказал
совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к
кузине.
«Какой вздор иногда приходит в голову! — подумал князь
Андрей; — но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она
не протанцует здесь месяца и выйдет замуж...
Это здесь редкость», думал он,
когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась подле него.
В конце котильона старый граф
подошел в своем синем фраке к танцующим. Он пригласил к себе князя Андрея и
спросил у дочери, весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась такою
улыбкой, которая с упреком говорила: «как можно было спрашивать об этом?»
— Так весело,
как никогда в жизни! — сказала она, и князь Андрей заметил, как быстро
поднялись было ее худые руки, чтоб обнять отца и тотчас же опустились. Наташа
была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени
счастия, когда человек делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность
зла, несчастия и горя.
Это было описание первого танца Наташи Ростовой и Андрея Болконского, а также второго танца героев — текст, эпизод, фрагмент, отрывок из романа "Война и мир" Толстого.
0 Комментарии