Портрет мужчины. Художник Франсиско Себастьян |
В этой статье представлена цитатная характеристика Алексея Турбина в романе "Белая гвардия": образ героя, описание внешности и характера в цитатах.
Смотрите:
Алексей Турбин в романе "Белая гвардия" Булгакова
Полное имя героя — Алексей Васильевич Турбин:
"Алексею Васильевичу Турбину, старшему — молодому врачу — двадцать восемь лет." (часть 1 глава 1)Алексей является дворянином по происхождению и сыном профессора:
"Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли..." (часть 1 глава I)Он молодой врач:
"Алексею Васильевичу Турбину, старшему — молодому врачу..." (часть 1 глава 1)Возраст Алексея Турбина — 28 лет (на декабрь 1918 г.). Он является старшим ребенком в семье. У него есть младшая сестра Елена и младший брат Николка:
"Но как жить? Как же жить? Алексею Васильевичу Турбину, старшему — молодому врачу — двадцать восемь лет. Елене — двадцать четыре. Мужу ее, капитану Тальбергу — тридцать один, а Николке — семнадцать с половиной." (часть 1 глава 1)
"Старший Турбин, бритый, светловолосый, постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года, во френче с громадными карманами, в синих рейтузах и мягких новых туфлях, в любимой позе — в кресле с ногами." (часть 1 глава 2)
"— Завтра полезем все вместе, — бормотал пьяный Мышлаевский, — все вместе. Вся Александровская императорская гимназия. Ура!" (часть 1 глава 3)
"Стовосьмидесятиоконным, четырехэтажным громадным покоем окаймляла плац родная Турбину гимназия. Восемь лет провел Турбин в ней, в течение восьми лет в весенние перемены он бегал по этому плацу, а зимами, когда классы были полны душной пыли и лежал на плацу холодный важный снег зимнего учебного года, видел плац из окна. Восемь лет растил и учил кирпичный покой Турбина и младших — Карася и Мышлаевского. И ровно восемь же лет назад в последний раз видел Турбин сад гимназии." (часть 1 глава 6)
"О, восемь лет учения! Сколько в них было нелепого и грустного и отчаянного для мальчишеской души, но сколько было радостного." (часть 1 глава 6)В 1915 г. Алексей Турбин заканчивает университет экстерном (досрочно) и начинает работать в венерологической клинике, а затем, когда начинается Первая мировая война, служит младшим врачом в Белградском гусарском полку и ординатором тяжелого госпиталя:
"— ...Позвольте узнать, где вы служили, доктор, до сего времени?
— В тысяча девятьсот пятнадцатом году, по окончании университета экстерном, в венерологической клинике, затем младшим врачом в Белградском гусарском полку, а затем ординатором тяжелого трехсводного госпиталя. В настоящее время демобилизован и занимаюсь частной практикой." (часть 1 глава 6)
"За восемью годами гимназии, уже вне всяких бассейнов, трупы анатомического театра, белые палаты, стеклянное молчание операционных, а затем три года метания в седле, чужие раны, унижения и страдания, — о, проклятый бассейн войны..." (часть 1 глава 6)
В начале романа, в декабре 1918 г., Алексей Турбин является демобилизованным врачом и ведет частную практику, принимая пациентов на дому:
"В настоящее время демобилизован и занимаюсь частной практикой." (часть 1 глава 6)
Сам себя Турбин называет военным врачом:
"Я не офицер, — сказал он, — я военный врач. Меня зовут Алексей Васильевич Турбин..." ?" (часть 3 глава 12)
По специальности Алексей Турбин является доктором-венерологом. Он занимается лечением сифилиса и прочих подобных инфекций. На доме, где он живет, висит табличка с расписанием приема для пациентов:
"Через несколько минут Турбин выбежал через парадный ход, глянул на белую дощечку:
"Доктор А. В. Турбин.
Венерические болезни и сифилис.
606 — 914.
Прием с 4-х до 6-ти."
Приклеил поправку "С 5-ти до 7-ми" и побежал вверх, по Алексеевскому спуску." (часть 1 глава 6)
По словам автора, Первая мировая война и революция ломают жизнь Алексея Турбина и его семьи:
"Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете. Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже. Вернулся старший Турбин в родной город после первого удара, потрясшего горы над Днепром. Ну, думается, вот перестанет, начнется та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее." (часть 1 глава 1)
По своим убеждениям доктор Алексей Турбин является монархистом, то есть сторонником свергнутого царя Николая II. Таких офицеров называли "белыми" (отсюда и название романа "Белая гвардия"). Турбин ненавидит социалистов (большевиков, меньшевиков, эсеров и т.д.), в частности он ненавидит главу Временного правительства, эсера Керенского:
"— Я, — вдруг бухнул Турбин, дернув щекой, — к сожалению, не социалист, а... монархист. И даже, должен сказать, не могу выносить самого слова "социалист". А из всех социалистов больше всех ненавижу Александра Федоровича Керенского." (часть 1 глава 6)
По своему характеру Алексей является добрым человеком:
"Николка, тот еще добрее, а вот старший... Хотя нет. Алеша тоже добрый, но как-то он больше ненавидит." (часть 1 глава 3)
Сам себя он называет "тряпкой", то есть слабохарактерным человеком. Автор называет его "человеком-тряпкой":
"Братья вежливо промолчали, стараясь не поднимать бровей. Младший из гордости, старший потому, что был человек-тряпка." (часть 1 глава 2)
"Мерзавец, а я, действительно, тряпка. Если уж не выгнал его, то по крайней мере, нужно было молча уйти." (Алексей Турбин о Тальберге, часть 1 глава 3)
Больше всего на свете Алексей любит женские глаза:
"Больше всего на свете любил сумрачной душой Алексей Турбин женские глаза. Ах, слепил господь бог игрушку — женские глаза!.." (часть 1 глава 5)
Для Алексея важно, чтобы человек имел понятие о чести. Именно поэтому он не любит своего зятя Сергея Тальберга, мужа сестры Елены. Алексей считает Тальберга мерзавцем за то, что тот не имеет малейшего понятия о чести:
"Не потому даже мерзавец, что бросил Елену в такую минуту, это, в конце концов, мелочь, вздор, а совсем по-другому. Но вот почему? А черт, да понятен он мне совершенно. О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести! Все, что ни говорит, говорит, как бесструнная балалайка, и это офицер русской военной академии. Это лучшее, что должно было быть в России..." (Турбин о Тальберге, часть 1 глава 3)
В начале романа описывается, как 13 декабря 1918 г. Алексей Турбин добровольно поступает в качестве врача в студенческий дивизион, чтобы бороться с войсками Петлюры, которые надвигаются на Город:
"Доктор Турбин просит о назначении его в качестве врача дивизиона." (часть 1 глава 6)
"Дивизион у нас так и называется — студенческий, — полковник задушевно улыбнулся, не показывая глаз." (часть 1 глава 6)
" — Турбин мне крайне необходим в качестве врача дивизиона. Просим о срочном его назначении." (часть 1 глава 6)
К сожалению, в ночь с 13 на 14 декабря 1918 г. гетман и его приближенные совершают предательство и сбегают из Украины. В результате 14 декабря в Город (Киев) вторгается армия Петлюры, а "белая гвардия", то есть офицеры и юнкера, в том числе Турбины и их друзья, оказываются по сути в западне у петлюровцев. Петлюровцы убивают "белых" военных, которых встречают в Городе. По стечению обстоятельств доктор Алексей Турбин оказывается на улице в тот момент, когда войска Петлюры врываются в Город. Петлюровцы замечают Турбина на улице и стреляют по нему:
"— Дело? — иронически весело переспросил Малышев, — дело в том, что Петлюра в городе. На Печерске, если не на Крещатике уже. Город взят. — Малышев вдруг оскалил зубы, скосил глаза и заговорил опять неожиданно, не как актер-любитель, а как прежний Малышев. — Штабы предали нас. Еще утром надо было разбегаться. Но я, по счастью, благодаря хорошим людям, узнал все еще ночью, и дивизион успел разогнать. Доктор, некогда думать, снимайте погоны!" (часть 2 глава 10)
Алексей получает ранение в левую подмышку. Убегая от петлюровцев, он успевает выстрелить в одного из них и, судя по всему, ранит его:
"Турбин, замедлив бег, скаля зубы, три раза выстрелил в них, не целясь. Опять наддал ходу, смутно впереди себя увидел мелькнувшую под самыми стенами у водосточной трубы хрупкую черную тень, почувствовал, что деревянными клещами кто-то рванул его за левую подмышку, отчего тело его стало бежать странно, косо, боком, неровно. Еще раз обернувшись, он, не спеша, выпустил три пули и строго остановил себя на шестом выстреле: "Седьмая — себе. Еленка рыжая и Николка. Кончено. Будут мучить. Погоны вырежут. Седьмая себе"." (часть 3 глава 12)
"Рубаху на Турбине искромсали ножницами и сняли по кускам, обнажив худое желтоватое тело и левую руку, только что наглухо забинтованную до плеча. Концы дранок торчали вверху повязки и внизу" Николка стоял на коленях, осторожно расстегивая пуговицы, и снимал с Турбина брюки." (часть 2 глава 11)
Раненый Турбин добирается до какого-то сада. Там его замечает какая-то женщина и забирает его к себе, чтобы его не убили петлюровцы. Незнакомку зовут Юлия Александровна Рейсс:
" И тут увидал ее в самый момент чуда, в черной мшистой стене, ограждавшей наглухо смежный узор деревьев в саду. Она наполовину провалилась в эту стену и, как в мелодраме, простирая руки, сияя огромнейшими от ужаса глазами, прокричала:
— Офицер! Сюда! Сюда...
Турбин, на немного скользящих валенках, дыша разодранным и полным жаркого воздуха ртом, подбежал медленно к спасительным рукам и вслед за ними провалился в узкую щель калитки в деревянной черной стене. И все изменилось сразу. Калитка под руками женщины в черном влипла в стену, и щеколда захлопнулась. Глаза женщины очутились у самых глаз Турбина. В них он смутно прочитал решительность, действие и черноту.
— Бегите сюда. За мной бегите, — шепнула женщина, повернулась и побежала по узкой кирпичной дорожке. Турбин очень медленно побежал за ней." (часть 3 глава 12)
Добрая Юлия перевязывает Турбину рану и ухаживает за ним несколько часов, не отходя от его постели:
"Она опять присела. Турбин увидал рану. Это была маленькая дырка в верхней части руки, ближе к внутренней поверхности, там, где рука прилегает к телу. Из нее сочилась узенькой струйкой кровь.
— Сзади есть? — очень отрывисто, лаконически, инстинктивно сберегая дух жизни, спросил.
— Есть, — она ответила с испугом.
— Затяните выше... тут... спасете.
Возникла никогда еще не испытанная боль, кольца зелени, вкладываясь одно в другое или переплетаясь, затанцевали в передней. Турбин укусил нижнюю губу.
Она затянула, он помогал зубами и правой рукой, и жгучим узлом, таким образом, выше раны обвили руку. И тотчас перестала течь кровь..." (часть 3 глава 12)
Раненый Алексей переживает, что петлюровцы могут наказать Юлию за помощь ему, "белому" офицеру. Однако Юлия просит его не беспокоиться:
"— Тогда... я вас боюсь... подвести... Вдруг придут... револьвер... кровь... там в шинели, — он облизал сухие губы. Голова его тонко кружилась от потери крови и от коньяку. Лицо женщины стало испуганным. Она призадумалась.
— Нет, — решительно сказала она, — нет, если бы нашли, то уже были бы здесь. Тут такой лабиринт, что никто не отыщет следов." (часть 3 глава 12)
Юлия называет Алексея храбрым человеком, потому что тот отстреливался от петлюровцев, когда те гнались за ним. Она видела эту перестрелку, и ее восхитило поведение Алексея:
"— Ну да... Они выскочили, а вы стали стрелять, и первый грохнулся... Ну, может быть, ранили... Ну, вы храбрый... Я думала, что я в обморок упаду... Вы отбежите, стрельнете в них... и опять бежите... Вы, наверное, капитан?" (часть 3 глава 12)
На следующий день, утром 15 декабря 1918 г., Юлия привозит Алексея к нему домой на извозчике. Вызванные на дом врачи сообщают родным, что, помимо ранения в подмышку, у Алексея тиф, что куда страшнее:
"...и, наконец, третий, седой профессор. Его искусство открыло ему и турбинской семье нерадостные вести, сразу, как только он появился шестнадцатого декабря. Он все понял и тогда же сказал, что у Турбина тиф. И сразу как-то сквозная рана у подмышки левой руки отошла на второй план." (часть 3 глава 18)
Алексей переживает, что в результате ранения он может потерять руку:
"— Сам знаю... Я тихонько... Ах, если рука пропадет! " (часть 3 глава 12)
"Но, во всяком случае, практике конец... надолго. Лишь бы руку-то сохранить... а то что я без руки." (часть 3 глава 12)
22 декабря 1918 г. Алексей находится при смерти. Врачи считают его безнадежным и предсказывают скорую смерть:
"Турбин стал умирать днем двадцать второго декабря." (часть 3 глава 18)
"— Безнадежен, — очень тихо сказал на ухо бритому профессор..." (часть 3 глава 18)
"Всем хорошо известно и Елене тоже, что это означает, что надежды вовсе никакой нет и, значит, Турбин умирает." (часть 3 глава 18)
В конце концов Алексей Турбин чудом выживает. Спустя полтора месяца (47 дней) после ранения, 2-ого февраля 1919 г., он уже ходит с палочкой по дому и снова принимает пациентов (в частности, к нему приходит поэт Русаков). Из-за болезни внешность Алексея резко меняется, в частности его глаза навсегда становятся неулыбчивыми и мрачными:
"Пэтурра. Было его жития в Городе сорок семь дней. Пролетел над Турбиными закованный в лед и снегом запорошенный январь 1919 года, подлетел февраль и завертелся в метели.
Второго февраля по турбинской квартире прошла черная фигура, с обритой головой, прикрытой черной Шелковой шапочкой. Это был сам воскресший Турбин. Он резко изменился. На лице, у углов рта, по-видимому, навсегда присохли две складки, цвет кожи восковой, глаза запали в тенях и навсегда стали неулыбчивыми и мрачными.
В гостиной Турбин, как сорок семь дней тому назад, прижался к стеклу и слушал, и, как тогда, когда в окнах виднелись теплые огонечки, снег, опера, мягко слышны были дальние пушечные удары. Сурово сморщившись, Турбин всею тяжестью тела налег на палку и глядел на улицу." (часть 3 глава 19)
Алексей рад, что сегодня ночью, с 22 на 23 февраля 1919 г., ужасные войска Петлюры уйдут из Города и закончится этот кошмар. Однако Алексей боится, что, если в город придет Красная армия, здесь опять будет жуть:
"Пэтурра... Сегодня ночью, не позже, свершится, не будет больше Пэтурры... А был ли он?.. Или это мне все снилось? Неизвестно, проверить нельзя." (часть 3 глава 19)
"А что важно? Да, тот же Шервинский говорил, что они с красными звездами на папахах... Вероятно, жуть будет в Городе? О да... Итак, сегодня ночью... Пожалуй, сейчас обозы уже идут по улицам..." (часть 3 глава 19)
В тот же день, 2 февраля, выздоровевший Алексей идет в гости к своей спасительнице Юлии и дарит ей браслет своей матери в качестве благодарности за спасение его жизни:
"— Вы не откажетесь принять это... Мне хочется, чтобы спасшая мне жизнь хоть что-нибудь на память обо мне... это браслет моей покойной матери...
— Не надо... Зачем это... Я не хочу, — ответила Рейсс и рукой защищалась от Турбина, но он настоял и застегнул на бледной кисти тяжкий, кованый и темный браслет. От этого рука еще больше похорошела и вся Рейсс показалась еще красивее... Даже в сумерках было видно, как розовеет ее лицо." (часть 3 глава 19)
Алексей признается Юлии, что она ему нравится. Известно, что Юлия была замужем. Возможно, ее муж погиб или находится где-то далеко. Алексей просит у нее разрешения прийти к ней еще, та соглашается:
"— Вы мне милы, — прошептал Турбин. — Позвольте мне прийти к вам еще.
— Придите..." (часть 3 глава 19)
Судя по всему, Алексей Турбин продолжает встречаться с Юлией. В конце романа он говорит своему младшему брату Николке, что Петлюра швырнул Турбиных на Мало-Провальную улицу. Этими словами Алексей хочет сказать, что его возлюбленная Юлия живет на Мало-Провальной улице и что возлюбленная Николки (сестра Най-Турса) тоже живет на этой улице. Таким образом, оба брата ходят на Мало-Провальную улицу к своим возлюбленным. Чем заканчиваются их истории любви, в романе не уточняется:
"Полпути братья сделали молча. Потом Турбин прервал молчание.
— Видно, брат, швырнул нас Пэтурра с тобой на Мало-Провальную улицу. А?
Ну, что ж, будем ходить. А что из этого выйдет — неизвестно. А?" (часть 3 глава 19)
Это была цитатная характеристика Алексея Турбина в романе "Белая гвардия" М. Булгакова: образ героя, описание внешности и характера в цитатах.
0 Комментарии