Голова женщины. Художник Эдгар Дега
Голова женщины.
Художник Эдгар Дега
"Вторая Матрена" является одной из второстепенных героинь рассказа "Матренин двор" А. Солженицына.

В этой статье представлена цитатная характеристика "второй Матрены" в рассказе "Матренин двор": образ, описание героини.

Смотрите: 






"Вторая Матрена" в рассказе "Матренин двор"


"Вторая Матрена" является родственницей главной героини рассказа Матрены Васильевны Григорьевой. Чтобы различать этих двух героинь, автор называет второстепенную героиню "второй Матреной".

Обе Матрены состоят замужем за родными братьями: главная героиня Матрена замужем за Ефимом Григрьевым, "вторая Матрена" — за Фаддеем Григорьевым.

Полное имя "второй Матрены" — Матрена Григорьева. Ее имя и фамилия совпадают с именем и фамилией главной героини.

О внешности "второй Матрены" известно, что у нее широкое лицо:
"Но широколицая грубая "вторая" Матрена..."

Возраст героини не указан в рассказе. Можно предположить, что ей 50-55 лет, так как ее младший сын Антошка ходит в 8-ой класс. 

Когда-то молодой Фаддей Григорьев был влюблен в главную героиню рассказа Матрену, но та по стечению обстоятельств вышла замуж за его брата Ефима. После этого Фаддей задался целью найти себе жену с именем "Матрена". В итоге он действительно нашел себе "вторую Матрену" в деревне Липовка и женился на ней:
"— Он за меня первый сватался... раньше Ефима... Он был брат — старший... Мне было девятнадцать, Фаддею — двадцать три... Вот в этом самом доме они тогда жили. Ихний был дом. Ихним отцом строенный. <...> 
— Ой-ой-ойиньки, головушка бедная! Сколько невест было на деревне — не женился. Сказал: буду имечко твое искать, вторую Матрену. И привел-таки себе из Липовки Матрену, срубили избу отдельную, где и сейчас живут, ты каждый день мимо их в школу ходишь."
Фаддей женился на "второй Матрене" только из-за ее имени, то есть совсем не любя ее. Поэтому рассказчик Игнатич называет ее "подставной Матреной":
"Но широколицая грубая "вторая" Матрена — та подставная Матрена, которую взял когда-то Фаддей по одному лишь имечку..."






 

У "второй Матрены" и ее мужа Фаддея растет 6 детей. Младшего сына зовут Антошкой, младшую дочь зовут Кирой:
"Кажется, и Фаддею не о чем было жалеть: родила ему вторая Матрена тоже шестерых детей (средь них и Антошка мой, самый младший, поскребыш) — и выжили все, а у Матрены с Ефимом дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый." 
"— Батюшка!... Вижу вас плохо. Сын мой учится у вас. Григорьев Антошка... 
Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го "Г"..."
Фаддей бьет свою жену "вторую Матрену" и держит весь дом в страхе:
"Но выходило, что не о чем моей Матрене жалеть — так бил Фаддей свою Матрену всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом."

"Вторая Матрена" является забитой женщиной:

"И попросила она у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру."

Саму себя "вторая Матрена" называет "горемычной" из-за своей несчастливой жизни с Фаддеем:

"И прости ты меня, горемычную!"

"Вторая Матрена" всегда приходит к главной героини Матрене жаловаться на своего мужа, который бьет и мучает ее. Она подолгу плачет в гостях у главной героини, у нее всегда голос "на слезе":

"Ах, вот оно что! Теперь я понял, что видел ту вторую Матрену не раз. Не любил я ее: всегда приходила она к моей Матрене жаловаться, что муж ее бьет, и скаред муж, жилы из нее вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у нее был на слезе."

10 лет назад главная героиня рассказа Матрена, бездетная вдова, попросила у Фаддея и "второй Матрены" отдать ей на воспитание их дочь Киру. Фаддей с женой согласились. В итоге главная героиня Матрена 10 лет воспитывала Киру как родную дочь. Кира повзрослела, вышла замуж и живет в другой деревне:

"И попросила она у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру. 
Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших. И незадолго до меня выдала за молодого машиниста в Черусти. Только оттуда ей теперь и помощь сочилась: иногда сахарку, когда поросенка зарежут — сальца."

Когда погибает главная героиня рассказа Матрена, "вторая Матрена" искренне рыдает у ее гроба:

"Но широколицая грубая "вторая" Матрена — та подставная Матрена, которую взял когда-то Фаддей по одному лишь имечку, — сбивалась с этой политики и простовато вопила, надрываясь над гробом: 
— Да ты ж моя сестричечка! Да неужели ж ты на меня обидишься? Ох-ма!... Да бывалоча мы всё с тобой говорили и говорили! И прости ты меня, горемычную! Ох-ма!... И ушла ты к своей матушке, а, наверно, ты за мной заедешь! Ох-ма-а-а!... 
На этом "ох-ма-а-а" она словно испускала весь дух свой — и билась, билась грудью о стенку гроба. И когда плач ее переходил обрядные нормы, женщины, как бы признавая, что плач вполне удался, все дружно говорили: 
— Отстань! Отстань! 
Матрена отставала, но потом приходила вновь и рыдала еще неистовее."


Это была цитатная характеристика "второй Матрены" в рассказе "Матренин двор" А. Солженицына: образ, описание героини в цитатах.

Смотрите: