https://www.literaturus.ru/2021/08/marja-alekseevna-chto-delat-harakteristika-obraz-opisanie.html
Марья Алексеевна.
Телеспектакль 1971 г.
Марья Алексеевна является одной из ярких второстепенных героинь знаменитого романа "Что делать?" Чернышевского.

В этой статье представлена цитатная характеристика Марьи Алексеевны в романе "Что делать?", образ героини, описание ее внешности, характера, привычек.

Смотрите:








Марья Алексеевна в романе "Что делать?"


Марья Алексеевна Розальская является матерью главной героини романа Веры Павловны Розальской.

У Марьи Алексеевны и ее мужа Павла Константиновича, помимо дочери Веры, есть 9-летний сын Федя (возраст Феди в 1852 г.):
"...в 1852 году жил тут управляющий домом, Павел Константиныч Розальский, плотный, тоже видный мужчина, с женою Марьею Алексевною, худощавою, крепкою, высокого роста дамою, с дочерью, взрослою девицею – она‑то и есть Вера Павловна – и 9–летним сыном Федею." (глава первая – подглава I)
О внешности Марьи Алексеевны известно следующее:
"...худощавою, крепкою, высокого роста дамою..." (глава первая – подглава I) 
«Оно и по роже с первого взгляда было видно, что не пьешь»." (Лопухов о пьянстве Марьи Алексеевны, глава вторая - подглава XV)
Марья Алексеевна, как и ее муж, зарабатывает на жизнь ростовщичеством, то есть дает деньги в долг под залог ценных вещей:
"У Марьи Алексевны тоже был капиталец – тысяч пять, как она говорила кумушкам, – на самом деле побольше. Основание капиталу было положено лет 15 тому назад продажею енотовой шубы, платьишка и мебелишки, доставшихся Марье Алексевне после брата-чиновника. Выручив рублей полтораста, она тоже пустила их в оборот под залоги, действовала гораздо рискованнее мужа..." (глава первая - подглава I) 
"Но если она терпела потери, которых избегал муж, разборчивый в приеме залогов, зато и прибыль у нее шла быстрее." (глава первая - подглава I) 
"Мать дает деньги в залог..." (Серж о Марье Алексеевне, глава первая - подглава IV)
Марья Алексеевна является главой в своей семье. Ее муж полностью подчиняется ей. Прежде чем что-то сделать или сказать, он обычно уточняет у жены, как ему поступить. Лишь в редких случаях он обходится без ее одобрения:
"Он редко играл роль в домашней жизни." (автор о Павле Константиновиче, глава первая - подглава VII) 
"– Что ты говоришь, Вера? – закричал Павел Константиныч; дело было так ясно, что и он мог кричать, не осведомившись у жены, как ему поступать." (глава первая - подглава VII)

Госпожа Розальская грубо, неуважительно обращается с супругом, обзывает его "дураком" и т.д.:

"– А вы, Павел Константиныч, что сидите, как пень?" (глава первая - подглава I)

"– Дурак! вот брякнул, – при Верочке‑то! Не рада, что и расшевелила! правду пословица говорит: не тронь дер*а, не воняет!" (глава первая - подглава I)

Марья Алексеевна – малообразованная женщина:

"Ты, Верочка, ученая, а я неученая..." (Марья Алексеевна о себе, глава первая - подглава I)  
"...как я женщина неученая, а знать интересно." (о себе, глава вторая - подглава VII) 
"...люди, подобные Марье Алексевне, не знающие ничего, кроме обыденных личных забот да ходячих афоризмов простонародной общечеловеческой мудрости: пословиц, поговорок и тому подобных старых и старинных, древних и ветхих изречений." (глава вторая - подглава IX)

Она является умной, опытной женщиной, по мнению ее мужа:

"– Марья Алексевна, ты умная женщина, только дело‑то опасное..." (глава первая - подглава I) 
"Верочка, слушайся во всем матери. Твоя мать умная женщина, опытная женщина." (глава первая - подглава I)

Госпожа Розальская является рискованной женщиной, когда речь идет о заработках. Она дает деньги под залог в рискованных ситуациях и этот подход позволяет ей в итоге зарабатывать больше, чем ее более осторожный муж:

"Выручив рублей полтораста, она тоже пустила их в оборот под залоги, действовала гораздо рискованнее мужа..." (глава первая - подглава I) 
"Но если она терпела потери, которых избегал муж, разборчивый в приеме залогов, зато и прибыль у нее шла быстрее." (глава первая - подглава I)

Она является бывалым человеком, то есть видела много разных трудностей в жизни:

"Конечно, дело понятное и не для таких бывалых людей, как Марья Алексевна с мужем." (глава первая - подглава I)

Марья Алексеевна любит выпить. Она хранит свой графин с вoдкoй в шкафу ("шкапчике") под замком. Когда она выпивает, то обычно дерется и ругается с семьей и слугами:

"Так с неделю гостила знакомая, и все было тихо в доме: Марья Алексевна всю неделю не подходила к шкапчику (где стоял графин с водкой), ключ от которого никому не давала, и не била Матрену, и не била Верочку, и не ругалась громко." (глава первая - подглава I) 
"...после не то чтобы драться да ругаться, как бывало в другие времена после шкапчика, а легла спать, поцеловавши Верочку." (глава первая - подглава I)

Марья Алексеевна "после шкапчика", то есть выпившая, обычно бьет дочь Веру, сына Федю и кухарку Матрену:

"...приехала счастливо, побила у двери отворившего ей Федю, бросилась к шкапчику, побила высунувшуюся на шум Матрену, бросилась опять к шкапчику, бросилась в комнату Верочки, через минуту выбежала к шкапчику..." (глава вторая - подглава XXII) 

Она также обзывает мужа "ослом", "дураком" и "свиньей", дает ему пощечины и таскает его за волосы 

"– Осел! подлец! убил! зарезал! Вот же тебе! – муж получил пощечину. – Вот же тебе! – другая пощечина. – Вот как тебя надобно учить, дурака! – Она схватила его за волоса и начала таскать." (глава первая - подглава IX) 
"– Осел, и дверь‑то не запер, – в каком виде чужие люди застают! стыдился бы, свинья ты этакая! – только и нашлась сказать Марья Алексевна." (глава первая - подглава IX)







Марья Алексеевна – это человек, который несет в себе хитрость, корысть, расчет, мошенничество, низкие планы, грязь, пошлость и цинизм:

"Полгода Вера Павловна дышала чистым воздухом, грудь ее уже совершенно отвыкла от тяжелой атмосферы хитрых слов, из которых каждое произносится по корыстному расчету, от слушания мошеннических мыслей, низких планов, и страшное впечатление произвел на нее ее подвал. Грязь, пошлость, цинизм всякого рода, – все это бросалось теперь в глаза ей с резкостью новизны." (глава третья - подглава II)

Она является зверем, по мнению ее дочери Веры. Девушка ненавидит мать и испытывает к ней отвращение, но при этом чувствует к ней и жалость:

"Верочка опять видела прежнюю Марью Алексевну. Вчера ей казалось, что из-под зверской оболочки проглядывают человеческие черты, теперь опять зверь, и только. Верочка усиливалась победить в себе отвращение, но не могла. Прежде она только ненавидела мать, вчера думалось ей, что она перестает ее ненавидеть, будет только жалеть, – теперь опять она чувствовала ненависть, но и жалость осталась в ней." (глава первая - подглава III) 
"– Маменька, прежде я только не любила вас; а со вчерашнего вечера мне стало вас и жалко. У вас было много горя, и оттого вы стали такая." (Вера о матери, глава первая - подглава III)

Марья Алексеевна является очень дурной, расчетливой женщиной, которая за деньги готова на многое, по мнению француженки Жюли:

"– Милое дитя мое, – сказала Жюли, вошедши в комнату Верочки: – ваша мать очень дурная женщина." (глава первая - подглава IV) 
"– Да, ваша мать не была его сообщницею и теперь очень раздражена против него. Но я хорошо знаю таких людей, как ваша мать. У них никакие чувства не удержатся долго против денежных расчетов; она скоро опять примется ловить жениха, и чем это может кончиться, бог знает; во всяком случае, вам будет очень тяжело." (глава первая - подглава IV)

Марья Алексеевна является очень дурной и грубой женщиной, которая готова на самые ужасные поступки ради своей выгоды, по словам автора:

"Женщина очень грубая и очень дурная, она мучила дочь, готова была и убить, и погубить ее для своей выгоды..." (глава третья - подглава II)

Она является корыстным, хитрым и дрянным человеком, по словам автора. Позже автор отмечает, что она все же не дрянной, а просто дурной человек:

"...Марья Алексевна не была, к сожалению, изъята от этого недостатка, которым страдают почти все корыстолюбцы, хитрецы и дрянные люди." (глава вторая - подглава VII) 
"Дрянные люди не способны ни к чему; вы только дурной человек, а не дрянный человек. Вы выше многих и по нравственному масштабу." (глава вторая - подглава XXIV)

Марья Алексеевна – умная, дельная женщина с сильным характером, несмотря на все ее недостатки, по мнению автора:

"Эти ошибки, Марья Алексевна, не уменьшают моего уважения к вам как женщине умной и дельной. Вы вывели вашего мужа из ничтожества, приобрели себе обеспечение на старость лет, – это вещи хорошие, и для вас были вещами очень трудными. Ваши средства были дурны, но ваша обстановка не давала вам других средств. Ваши средства принадлежат вашей обстановке, а не вашей личности, за них бесчестье не вам, – но честь вашему уму и силе вашего характера." (глава вторая - подглава XXIV)  

Марья Алексеевна и ее муж являются дрянными людьми, по словам Дмитрия Лопухова:

"– Видишь, на том уроке, которого я не бросил, семейство дрянное, а в нем есть порядочная девушка." (Лопухов о семействе Розальских, глава вторая - подглава X)

Госпожа Розальская ведет себя более ласково с людьми, которые ей могут в будущем пригодиться, как например, студент-медик Лопухов:

"...а для самой Марьи Алексевны слова ее имели третий, самый натуральный и настоящий смысл: «надо его приласкать; знакомство может впоследствии пригодиться, когда будет богат, шельма»..." (глава вторая - подглава VI)

Госпожа Розальская придерживается принципа "обирай и обманывай" и советует дочери поступать так же:

"А это правда, Верочка. Значит, когда нового‑то порядку нет, по старому и живи: обирай да обманывай; по любви тебе говор – хрр… 
Марья Алексевна захрапела и повалилась." (глава первая - подглава I)

Марья Алексеевна считает, что люди делятся на два разряда – дураки и плуты (хитрецы) – и что третьего варианта не бывает. Автор считает, что в этом она ошибается:

"Вся ваша прежняя жизнь привела вас к заключению, что люди делятся на два разряда – дураков и плутов: «кто не дурак, тот плут, непременно плут, думали вы, а не плутом может быть только дурак». Этот взгляд был очень верен, Марья Алексевна, до недавнего времени был совершенно верен, Марья Алексевна." (глава вторая - подглава XXIV)
 





Госпожа Розальская никогда не бывает добра и мягка со своей дочерью Верой. Когда мать говорит мягким и добрым голосом, это очень удивляет Веру:

"Странен показался Верочке голос матери: он в самом деле был мягок и добр, – этого никогда не бывало. Она с недоумением посмотрела на мать." (глава первая - подглава I)

Марья Алексеевна является грубой женщиной. Она всячески оскорбляет Веру. Так например, она обзывает ее "чучелой", "дурой", "мерзавкой", "скверной девчонкой". Она также называет лицо дочери "рылом":

"Когда Верочке подошел шестнадцатый год, мать стала кричать на нее так: «отмывай рожу‑то, что она у тебя, как у цыганки! Да не отмоешь, такая чучела уродилась, не знаю в кого». Много доставалось Верочке за смуглый цвет лица, и она привыкла считать себя дурнушкой." (глава первая - подглава I) 
"– Верочка, ты неблагодарная, как есть неблагодарная, – шепчет Марья Алексевна дочери: – что рыло‑то воротишь от них? Обидели они тебя, что вошли? Честь тебе, дуре, делают." (глава первая - подглава I)  
"А ты у меня ломайся, ломайся, мерзавка – я те поломаю!» – Но стой, стой, – что‑то говорит зятек ее скверной девчонке, сажая мерзкую гордячку в карету?" (глава первая - подглава I) 
"– С ума ты сошла, дура? Смей повторить, мерзавка – ослушница! – закричала Марья Алексевна, подымаясь с кулаками на дочь." (глава первая - подглава VII)

Когда Вере исполняется 16 лет, Марья Алексеевна заставляет Веру бросить учебу в пансионе и устроиться преподавать в том же пансионе. Кроме того, мать заставляет Веру также давать частные уроки игры на фортепиано, чтобы больше зарабатывать. Заработанные деньги Марья Алексеевна забирает себе, хотя в семье, судя по всему, нет острой нужды в этих деньгах Веры:

"Когда Верочке исполнилось шестнадцать лет, она перестала учиться у фортепьянного учителя и в пансионе, а сама стала давать уроки в том же пансионе; потом мать нашла ей и другие уроки." (глава первая - подглава I) 
"Видишь, твоей матери было нужно, чтобы ты была образованная: ведь она брала у тебя деньги, которые ты получала за уроки..." (сестра своих сестер о Марье Алексеевне, глава третья - подглава III, "Второй сон Веры Павловны")

Вскоре Марья Алексеевна решает выдать дочь Веру за какого-нибудь богатого человека. Для этого она покупает дочке красивые платья и приличные ботинки, чего раньше не делала. Также она перестает обзывать Веру "чучелой":

"...ведь она хотела, чтоб ее дочь поймала богатого зятя ей..." (глава третья - подглава III) 
"Прежде мать водила ее чуть ли не в лохмотьях, а теперь стала наряжать." (глава первая - подглава I) 
"Через полгода мать перестала называть Верочку цыганкою и чучелою, а стала наряжать лучше прежнего..." (глава первая - подглава I) 
"...заказала дочери два новых платья, очень хороших..." (глава первая - подглава I) 
"Верочка радовалась платьям, радовалась фермуару, но больше всего радовалась тому, что мать, наконец, согласилась покупать ботинки ей у Королева: ведь на Толкучем рынке ботинки такие безобразные, а королевские так удивительно сидят на ноге." (глава первая - подглава I)

На этом этапе Марья Алексеевна наконец перестает бить Веру, но не из жалости, а потому что женихи могут заметить синяки. Однако в приступах злобы мать все же позволяет себе таскать дочь за волосы:

"Марья Алексевна только вот уж так и говорила с Верочкою, а браниться на нее давно перестала, и бить ни разу не била с той поры, как прошел слух про начальника отделения." (глава первая - подглава I) 
"Экой зверь какой, Верка‑то! Как бы не за рожу ее он ее брал, в кровь бы ее всю избить, а теперь как тронуть?.." (мысли Марьи Алексеевны, глава первая - подглава VII) 
"– Счастлив твой бог! – однако не утерпела Марья Алексевна, рванула дочь за волосы, – только раз, и то слегка. – Ну, пальцем не трону, только завтра чтоб была весела! Ночь спи, дура! Не вздумай плакать." (глава первая - подглава I)

При этом Марья Алексеевна объясняет Вере, что ругается на нее и сурово обращается с ней, потому что якобы хочет ей добра:

"– Верочка, ты на меня не сердись. Я из любви к тебе бранюсь, тебе же добра хочу. Ты не знаешь, каковы дети милы матерям. Девять месяцев тебя в утробе носила! Верочка, отблагодари, будь послушна, сама увидишь, что к твоей пользе." (глава первая - подглава I)

Во "Втором сне Веры Павловны" Марья Алексеевна сам называет себя грубой и злой пьяницей, однако она оправдывается тем, что злые поступки она совершает, чтобы заработать на кусок хлеба для семьи:

"– Вера Павловна, вы образованная дама, вы такая чистая и благородная, – говорит Марья Алексевна, и голос ее дрожит от злобы, – вы такая добрая… как же мне, грубой и злой пьянице, разговаривать с вами? У вас, Вера Павловна, злая и дурная мать; а позвольте вас спросить, сударыня, о чем эта мать заботилась? о куске хлеба: это по-вашему, по-ученому, реальная, истинная, человеческая забота, не правда ли?" (глава третья - подглава III, "Второй сон Веры Павловны")

Марья Алексеевна объясняет дочери, что стала злой и нечестной, потому что у нее была тяжелая жизнь, полная мучений и лишений:

"– Вот, Верочка, ты меня поблагодарила. Давно я не слышала от тебя благодарности. Ты думаешь, я злая. Да, я злая, только нельзя не быть злой! А слаба я стала, Верочка! от трех пуншей ослабела, а какие еще мои лета! Да и ты меня расстроила, Верочка, – очень огорчила! Я и ослабела. А тяжелая моя жизнь, Верочка. Я не хочу, чтобы ты так жила. Богато живи. Я сколько мученья приняла, Верочка, и‑и‑и, и‑и‑и, сколько! Ты не помнишь, как мы с твоим отцом жили, когда он еще не был управляющим! Бедно, и – и – и, как бедно жили, – а я тогда была честная, Верочка! Теперь я не честная, – нет, не возьму греха на душу, не солгу перед тобою, не скажу, что я теперь честная! Где уж, – то время давно прошло." (глава первая - подглава I) 
"...в минуту невольной откровенности вы сами признавали, что вы человек злой и нечестный..." (автор о ней, глава вторая - подглава XXIV)

Известно, что в прошлом у Марьи Алексеевны была внебрачная связь – судя по всему, с начальником ее мужа. В результате этого романа мужу дали новую должность, повышение. От этой внебрачной связи у Марьи Алексеевны родилась дочь Наденька. Девочку отдали в воспитательный дом (приют), и с тех пор о ее судьбе ничего не известно. С того момента Марья Алексеевна стала злой и расчетливой, но зато в семье наконец появились деньги:

"«Ты, говорят, нечестная!» Вот и отец твой, – тебе‑то он отец, это Наденьке не он был отец, – голый дурак, а тоже колет мне глаза, надругается! Ну, меня и взяла злость: а когда, говорю, по-вашему я не честная, так я и буду такая! Наденька родилась. Ну, так что ж, что родилась? Меня этому кто научил? Кто должность‑то получил? Тут моего греха меньше было, чем его. А они у меня ее отняли, в воспитательный дом отдали, – и узнать‑то было нельзя, где она – так и не видала ее и не знаю, жива ли она… чать, уж где быть в живых! Ну, в теперешнюю пору мне бы мало горя, а тогда не так легко было, – меня пуще злость взяла! Ну, стала злая. Тогда и пошло все хорошо. Твоему отцу, дураку, должность доставил кто? – я доставила. А в управляющие кто его произвел? – я произвела. Вот и стали жить хорошо. А почему? – потому, что я стала нечестная да злая. Это, я знаю, у вас в книгах писано, Верочка, что только нечестным да злым и хорошо жить на свете. А это правда, Верочка! Вот теперь и у отца твоего деньги есть, – я предоставила; и у меня есть, может и побольше, чем у него, – все сама достала, на старость кусок хлеба приготовила." (глава первая - подглава I)

По словам Марьи Алексеевны, раньше, когда она не была злой, муж плохо обращался с ней. Теперь, когда она стала злой и грубой, супруг стал уважать ее и ходить по струнке:

"И отец твой, дурак, меня уважать стал, по струнке стал у меня ходить, я его вышколила! А то гнал меня, надругался надо мною. А за что? Тогда было не за что, – а за то, Верочка, что не была злая. А у вас в книгах, Верочка, написано, что не годится так жить, – а ты думаешь, я этого не знаю?" (глава первая - подглава I)



Сватовство Сторешникова к Вере

В первой главе романа, в 1852 г., Марья Алексеевна решает выдать дочь Веру за состоятельного господина Сторешникова, хозяина дома, где Розальские снимают квартиру:

"Платья не пропали даром: хозяйкин сын повадился ходить к управляющему и, разумеется, больше говорил с дочерью, чем с управляющим и управляющихой, которые тоже, разумеется, носили его на руках." (глава первая - подглава I)

Чтобы склонить Веру к браку со Сторешниковым, Марья Алексеевна ведет себя с ней неестественно ласково и угодливо, хотя еще недавно била и оскорбляла ее:

"Таким образом Верочку оставляли в покое, смотрели ей в глаза. Эта собачья угодливость была ей гадка, она старалась как можно меньше быть с матерью. Мать перестала осмеливаться входить в ее комнату, и когда Верочка сидела там, то есть почти круглый день, ее не тревожили." (глава первая - подглава IX)

В течение 3-4 месяцев Марья Алексеевна мучает Веру, пытаясь принудить ее к браку с богатым Сторешниковым:

"Так прошло три – четыре месяца. Было перемирие, было спокойствие, но с каждым днем могла разразиться гроза, и у Верочки замирало сердце от тяжелого ожидания – не нынче, так завтра или Михаил Иваныч, или Марья Алексевна приступят с требованием согласия, – ведь не век же они будут терпеть." (глава первая - подглава IX)  
"Мать замучит меня (вот тут‑то Верочка улыбнулась), но пусть будет со мною, что будет, все равно!" (глава первая - подглава III)

Однако Вере удается спастись из лап злой матери: девушка тайно выходит замуж за бедного студента-медика Лопухова. Этот внезапное замужество страшно злит Марью Алексеевну. Мать считает, что Вера обокрала ее, так как лишила ее возможности иметь богатого зятя:

"Когда Марья Алексевна опомнилась у ворот Пажеского корпуса, постигла, что дочь действительно исчезла, вышла замуж и ушла от нее, этот факт явился ее сознанию в форме следующего мысленного восклицания: «обокрала!» И всю дорогу она продолжала восклицать мысленно, а иногда и вслух: «обокрала!»" (глава вторая - подглава XXIII)

Сначала разъяренная Марья Алексеевна собирается даже подавать в суд на дочь и ее мужа за тайное венчание, но в конце концов решает не тратить на это время и деньги:

"Вы, разумеется, рады были бы изжарить на медленном огне вашу дочь и ее мужа, но вы умели обуздать мстительное влечение, чтобы холодно рассудить о деле, и поняли, что изжарить их не удалось бы вам; а ведь это великое достоинство, Марья Алексевна, уметь понимать невозможность! Поняв ее, вы и не стали начинать процесса, который не погубил бы людей, раздраживших вас; вы разочли, что те мелкие неприятности, которые наделали бы им хлопотами по процессу, подвергали бы саму вас гораздо большим хлопотам и убыткам, и потому вы не начали процесса." (автор о ней, глава вторая - подглава XXIV)

Марья Алексеевна какое-то время не общается с дочерью, но при этом шпионит за ней, чтобы быть в курсе происходящего. Марья Алексеевна не спешит мириться с "предательницей" дочкой. Но однажды она выясняет, что Вера с супругом дружат с каким-то генералом (имеется в виду Серж). Тогда Марья Алексеевна срочно решает помириться с дочерью, у которой завелись такие важные знакомства:

"...по крайней мере она все‑таки не бог знает с какою внимательностью шпионила за нею. Меры для слежения за дочерью были приняты только так, между прочим, потому что, согласитесь, нельзя же не следить; ну, и желанье добра было тоже между прочим, потому что, согласитесь, все‑таки дочь. Почему же и не помириться? Тем больше, что разбойник – зять, изо всего видно, человек основательный, может быть, и пригодится со временем. Таким образом, Марья Алексевна шла понемногу к мысли возобновить сношения с дочерью. Понадобилось бы еще с полгода, пожалуй, с год, чтобы доплестись до этого: не было нужды торопиться, время терпит. Но известие о генерале с генеральшею разом двинуло историю вперед на всю остававшуюся половину пути. Разбойник действительно оказывался шельмецом. Отставной студентишка без чина, с двумя грошами денег, вошел в дружбу с молодым, стало быть, уж очень важным, богатым генералом и подружил свою жену с его женою: такой человек далеко пойдет. Или это Вера подружилась с генеральшею и мужа подружила с генералом? все равно, значит Вера далеко пойдет." (глава третья - подглава II)

После замужества Веры Марья Алексеевна в конце концов перестает быть важным человеком в ее жизни. В дальнейшем мать и дочь, судя по всему, общаются редко:

"Вы перестаете быть важным действующим лицом в жизни Верочки, Марья Алексевна..." (автор о Марье Алексеевне, глава вторая - подглава XXIV)

 


Это была цитатная характеристика Марьи Алексеевны в романе "Что делать?" Н. Г. Чернышевского, образ героини, описание ее внешности, характера, привычек.

Смотрите:
- Все материалы по роману