Дети. Художник К. Е. Маковский |
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Вани Пшеницына в романе "Обломов", описание старшего сына Агафьи Пшеницыной.
Смотрите:
Краткая характеристика Вани Пшеницына
Ваня Пшеницын в романе "Обломов" Гончарова
Ваня Пшеницын впервые упоминается в части 3 главе II, когда Илья Ильич Обломов впервые приезжает в дом Агафьи Пшеницыной, чтобы обсудить с ней свой договор аренды. В этот день Обломов впервые видит саму Агафью, а также ее сына и дочь. В конце концов Илья Ильич поселяется в доме Пшеницыных и живет здесь много лет:
"Обломов обернулся: на дворе двое детей, мальчик и девочка, смотрят на него с любопытством." (часть 3 глава II)На момент знакомства с Обломовым возраст Вани Пшеницына составляет 8 лет, а его сестры Маши – 6 лет:
"– Вы не одни живете здесь с братцем? – спросил Обломов.
– Нет, двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому, – довольно словоохотливо начала хозяйка..." (часть 3 глава II)
Живя в доме у Пшеницыных, Илья Ильич иногда помогает Ване и Маше с уроками. Так например, он проверяет у Вани задания по сложению и вычитанию, проверяет, как он пишет и читает:
"Иногда придет к нему Маша, хозяйская девочка, от маменьки, сказать, что грузди или рыжики продают: не велит ли он взять кадочку для себя, или зазовет он к себе Ваню, ее сына, спрашивает, что он выучил, заставит прочесть или написать и посмотрит, хорошо ли он пишет и читает." (часть 3 глава IV)
"Приходили хозяйские дети к нему: он поверил сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки. Маше налиневал тетрадь и написал большие азы, потом слушал, как трещат канарейки..." (часть 3 глава VI)
Судя по всему, Ваня является понятливым, неглупым мальчиком. Например, он быстро запоминает основные города Европы. Чтобы Ваня изучал географию, Обломов обещает купить ему глобус:
"Зато он чаще занимается с детьми хозяйки. Ваня такой понятливый мальчик, в три раза запомнил главные города в Европе, и Илья Ильич обещал, как только поедет на ту сторону, подарить ему маленький глобус; а Машенька обрубила ему три платка – плохо, правда, но зато она так смешно трудится маленькими ручонками и все бегает показать ему каждый обрубленный вершок." (часть 3 глава VII)
По словам Агафьи, ее сын Ваня "пишет чисто" и "бойко", то есть пишет аккуратным, разборчивым почерком. Сама Агафья пишет плохо и стесняется этого, поэтому предпочитает, чтобы сын заполнял документы за нее:
"– Нет, уж увольте; пусть вот лучше Ванюша бы написал: он чисто пишет…" (часть 4 глава VI)
"Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать, и попросила братца заставить лучше Ванюшу, что «он‑де бойко стал писать», а она, пожалуй, что‑нибудь напутает. Но братец настоятельно потребовали, и она подписала криво, косо и крупно." (часть 4 глава V)
"– Книги у вас есть? – спросил он.
– У братца есть, да они не читают. Газеты из трактира берем, так иногда братец вслух читают… да вот у Ванечки много книг." (диалог Обломова и Агафьи, часть 3 глава IV)
"– Кто ж будет хлопотать, если не я? – сказала она. – Вот только положу две заплатки здесь, и уху станем варить. Какой дрянной мальчишка этот Ваня! На той неделе заново вычинила куртку – опять разорвал! Что смеешься? – обратилась она к сидевшему у стола Ване, в панталонах и в рубашке об одной помочи. – Вот не починю до утра, и нельзя будет за ворота бежать. Мальчишки, должно быть, разорвали: дрался – признавайся?
– Нет, маменька, это само разорвалось, – сказал Ваня.
– То‑то само! Сидел бы дома да твердил уроки, чем бегать по улицам! Вот когда Илья Ильич опять скажет, что ты по‑французски плохо учишься, – я и сапоги сниму: поневоле будешь сидеть за книжкой!" (часть 4 глава V)
Ваня не любит учить французский язык, так как в этом языке якобы есть много нехороших слов:
"– Я не люблю учиться по‑французски.
– Отчего? – спросил Обломов.
– Да по‑французски есть много нехороших слов…
Агафья Матвеевна вспыхнула, Обломов расхохотался. Верно, и прежде уже был у них разговор о «нехороших словах».
– Молчи, дрянной мальчишка, – сказала она. – Утри лучше нос, не видишь?Ванюша фыркнул, но носа не утер." (часть 4 глава V)
Узнав, что Ваня носит старую куртку, Обломов предлагает заказать для мальчика две пары новых сапог, новую куртку и сшить мундир на будущий год. Однако Агафья выступает против такого баловства, даже если его оплачивает Обломов. Судя по всему, Агафья не балует детей новой одеждой и предпочитает, чтобы те ходили в старом:
"– Вот погодите, получу из деревни деньги, я ему две пары сошью, – вмешался Обломов, – синюю курточку, а на будущий год мундир: в гимназию поступит.
– Ну, еще и в старом походит, – сказала Агафья Матвеевна, – а деньги понадобятся на хозяйство. Солонины запасем, варенья вам наварю…" (часть 4 глава V)
"Дорожка сада продолжена была в огород, и Илья Ильич совершал утром и вечером по ней двухчасовое хождение. С ним ходила она, а нельзя ей, так Маша, или Ваня, или старый знакомый, безответный, всему покорный и на все согласный Алексеев.
Вот Илья Ильич идет медленно по дорожке, опираясь на плечо Вани. Ваня уж почти юноша, в гимназическом мундире, едва сдерживает свой бодрый, торопливый шаг, подлаживаясь под походку Ильи Ильича. Обломов не совсем свободно ступает одной ногой – следы удара." (часть 4 глава IX)
Илья Обломов разрешает возить Ваню на своих лошадях на учебу в гимназию на другую сторону Невы:
"Илья Ильич завел даже пару лошадей... На них возили Ваню на ту сторону Невы, в гимназию, да хозяйка ездила за разными покупками." (часть 4 глава IX)Спустя некоторое время Илья Обломов женится на Агафье Пшеницыной, а ее дети Ваня и Маша становятся его пасынком и падчерицей. У Агафьи и Обломова рождается общий ребенок, сын Андрюша. Разница в возрасте между Ваней и Андрюшей составляет около 12 лет:
"Там, на большом круглом столе, дымилась уха. Обломов сел на свое место, один на диване, около него, справа на стуле, Агафья Матвеевна, налево, на маленьком детском стуле с задвижкой, усаживался какой‑то ребенок лет трех. Подле него садилась Маша, уже девочка лет тринадцати, потом Ваня и, наконец, в этот день и Алексеев сидел напротив Обломова." (часть 4 глава IX)
"Агафья Матвеевна никогда не равняла и не смешивала участи Андрюши с судьбою первых детей своих, хотя в сердце своем, может быть бессознательно, и давала им всем равное место. Но воспитание, образ жизни, будущую жизнь Андрюши она отделяла целой бездной от жизни Ванюши и Машеньки.
– Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле, а этот, – прибавляла она почти с уважением об Андрюше и с некоторою если не робостью, то осторожностью лаская его, – этот – барчонок! Вон он какой беленький, точно наливной; какие маленькие ручки и ножки, а волоски как шелк. Весь в покойника!" (часть 4 глава X)
"Где ее дети от прежнего мужа?
Дети ее пристроились, то есть Ванюша кончил курс наук и поступил на службу; Машенька вышла замуж за смотрителя какого‑то казенного дома, а Андрюшу выпросили на воспитание Штольц и жена и считают его членом своего семейства."(часть 4 глава X)
Смотрите:
0 Комментарии