Матвей Ильич Колязин (справа) и Аркадий Кирсанов. Сериал 1983 г.
Матвей Ильич Колязин (справа)
и Аркадий Кирсанов.
Сериал 1983 г. 
Господин Колязин является второстепенным персонажем знаменитого романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". 

Впервые этот герой упоминает в главе XII произведения.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Матвея Ильича Колязина в романе "Отцы и дети", описание персонажа.






Матвей Ильич Колязин в романе "Отцы и дети" 


Матвей Ильич Колязин является троюродным братом Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых. Отец Матвея Ильича – Илья Колязин – является двоюродным дядей братьев Кирсановых по линии матери:
"Молодые люди стали жить вдвоем, на одной квартире, под отдаленным надзором двоюродного дяди с материнской стороны, Ильи Колязина, важного чиновника." (глава I) 
"...на Матвея Ильича Колязина, сына того Колязина, под попечительством которого находились некогда братья Кирсановы." (глава XII) 
"Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова..." (о происхождении братьев Кирсановых по линии матери, глава I)

Возраст Матвея Ильича — 40 лет:

"Он был тоже из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет..." (глава XII)

В одной из глав героя называют "Mathieu", то есть Матвей по-французски. В обиходе дворяне часто использовали французские версии русских имен: 

"Mathieu хочет показаться нам во всей своей славе..." (Павел Петрович Кирсанов о нем, глава X) 
Матвей Ильич Колязин носит высокий чин тайного советника. Он является сановником, то есть высокопоставленным чиновником в Петербурге. Он вышел в "тузы", то есть стал важным человеком:
"И велика важность, тайный советник!" (Павел Петрович Кирсанов о нем, глава X) 
"Он теперь в тузы вышел..." (Николай Петрович Кирсанов о нем, глава X) 
"Матвей Ильич все-таки был сановник, хоть и считался либералом." (глава XII)

По ходу романа Матвей Ильич Колязин приезжает в *** губернию на ревизию, так как местный губернатор рассорился с местными чиновниками и другими важными лицами. Начальство в Петербурге надеется, что Матвей Ильич разберется в этом скандальном деле:

"Город ***, куда отправились наши приятели, состоял в ведении губернатора из молодых, прогрессиста и деспота, как это сплошь да рядом случается на Руси. Он, в течение первого года своего управления, успел перессориться не только с губернским предводителем, отставным гвардии штабс-ротмистром, конным заводчиком и хлебосолом, но и с собственными чиновниками. Возникшие по этому поводу распри приняли наконец такие размеры, что министерство в Петербурге нашло необходимым послать доверенное лицо с поручением разобрать все на месте. Выбор начальства пал на Матвея Ильича Колязина..." (глава XII) 

"Подобно губернатору, которого он приехал судить..." (о Колязине, глава XII)

Господин Колязин не отличается умом и не знает толк в делах службы, но он ловкий придворный и большой хитрец и умеет вести свои личные дела. В его случае этого достаточно, чтобы сделать карьеру и дослужиться до высокого чина тайного советника:

"Он был ловкий придворный, большой хитрец и больше ничего; в делах толку не знал, ума не имел, а умел вести свои собственные дела: тут уж никто не мог его оседлать, а ведь это главное." (глава XII)

Колязин отличается мягкостью и величавостью в обращении с окружающими:

"Мягкость в обращении Матвея Ильича могла равняться только с его величавостью." (глава XIV)

 

Господин Колязин метит в "государственные люди", то есть надеется стать чиновником государственного уровня. У него есть две награды, при этом одна из них иностранная и не очень значительная:

"Он был тоже из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди и на каждой стороне груди носил по звезде. Одна, правда, была иностранная, из плохоньких." (глава XII)

Матвей Ильич считается прогрессистом – человеком прогрессивных взглядов на жизнь, политику, общество и т.д. Он является "тузом", то есть важной персоной, но при этом не похож на большинство "тузов". Он тщеславен и имеет о себе высокое мнение, но при этом ведет себя просто, что не часто встречается в обществе. В ответственные моменты он умеет "задать пыли", то есть, вероятно, вести себя энергично и создавать видимость. При этом он обычно остается в дураках и опытные чиновники используют его:

"Подобно губернатору, которого он приехал судить, он считался прогрессистом и, будучи уже тузом, не походил на большую часть тузов. Он имел о себе самое высокое мнение; тщеславие его не знало границ, но он держался просто, глядел одобрительно, слушал снисходительно и так добродушно смеялся, что на первых порах мог даже прослыть за «чудного малого». В важных случаях он умел, однако, как говорится, задать пыли. «Энергия необходима, — говаривал он тогда, — I'énergie est la première qualité d'un homme d'état*»; а со всем тем он обыкновенно оставался в дураках и всякий несколько опытный чиновник садился на него верхом." (глава XII 

(*Энергия — первейшее качество государственного человека (франц.))

Например, Матвей Ильич уважительно отзывается о французском политическом деятеле, либерал-консерваторе Франсуа Гизо. Таким образом он хочет казаться прогрессивным чиновником и либералом, а не отсталым бюрократом. На самом деле он, судя по всему, мало интересуется взглядами Гизо или кого-то еще:

"Матвей Ильич отзывался с большим уважением о Гизо и старался внушить всем и каждому, что он не принадлежит к числу рутинеров и отсталых бюрократов, что он не оставляет без внимания ни одного важного проявления общественной жизни... Все подобные слова были ему хорошо известны." (глава XII)

Также он следит за современном литературой, но делает это без особой глубины и интереса. Скорее, он делает это, чтобы не отставать от других и суметь поддержать разговор на светском вечере:

"Он даже следил, правда, с небрежною величавостию, за развитием современной литературы: так взрослый человек, встретив на улице процессию мальчишек, иногда присоединяется к ней. В сущности, Матвей Ильич недалеко ушел от тех государственных мужей Александровского времени, которые, готовясь идти на вечер к г-же Свечиной, жившей тогда в Петербурге, прочитывали поутру страницу из Кондильяка; только приемы у него были другие, более современные." (глава XII)

Известно, что дома герой носит прекрасный бархатный халат (шрафрок) и прямо в нем принимает подчиненных:

"...заметил он, побрасывая кистями своего великолепного бархатного шлафрока..." (глава XII)

Господин Колязин любит озадачивать своих подчиненных и оставлять их в недоумении. По мнению автора, это свойственно всем важным чиновникам:

"...вдруг, обратясь к молодому чиновнику в благонамереннейше застегнутом вицмундире, воскликнул с озабоченным видом: «Чего?» Молодой человек, у которого от продолжительного молчания слиплись губы, приподнялся и с недоумением посмотрел на своего начальника. Но, озадачив подчиненного, Матвей Ильич уже не обращал на него внимания. Сановники наши вообще любят озадачивать подчиненных; способы, к которым они прибегают для достижения этой цели, довольно разнообразны." (глава XII)

По случаю приезда Колязина губернатор дает большой бал. Это наверняка приятно Матвею Ильичу, но он из ложной скромности говорит о бале "почти с сожалением":

"— ...А он послезавтра дает большой бал. 

— Вы будете на этом бале? — спросил Аркадий. 

— Он для меня его дает, — проговорил Матвей Ильич почти с сожалением." (глава XII)

Оказавшись в *** губернии, где живут Кирсановы, Матвей Ильич приглашает родственников к себе в гости в служебную квартиру. В итоге из всех Кирсановых в гости к нему приезжает лишь Аркадий:

"— Да, кстати, — начал Николай Петрович, видимо желая переменить разговор. — Я получил письмо от Колязина.— От Матвея Ильича?— От него. Он приехал в *** ревизовать губернию. Он теперь в тузы вышел и пишет мне, что желает, по-родственному, повидаться с нами и приглашает нас с тобой и с Аркадием в город. 
— Ты поедешь? — спросил Павел Петрович. 
— Нет; а ты?
— И я не поеду. Очень нужно тащиться за пятьдесят верст киселя есть. Mathieu хочет показаться нам во всей своей славе; черт с ним! будет с него губернского фимиама, обойдется без нашего. И велика важность, тайный советник!" (глава X)

Колязин принимает Аркадия с добродушием и берет неопытного юношу под свою опеку. Так, дядя собирается познакомить его с девушками на балу у губернатора:

"Матвей Ильич принял Аркадия с свойственным просвещенному сановнику добродушием, скажем более, с игривостию. Он, однако, изумился, когда узнал, что приглашенные им родственники остались в деревне. «Чудак был твой папа всегда», — заметил он..." (глава XII) 
"— Я познакомлю тебя с здешними барынями, я беру тебя под свое крылышко, — перебил Матвей Ильич и самодовольно засмеялся. — Тебе тепло будет, а?" (глава XII)

На балу у губернатора Матвей Ильич является "героем праздника". Cо всеми присутствующими он обращается вежливо, но, в зависимости от человека, эта вежливость сопровождается или гадливостью, или уважением:

"Несколько дней спустя состоялся бал у губернатора. Матвей Ильич был настоящим «героем праздника», губернский предводитель объявлял всем и каждому, что он приехал, собственно, из уважения к нему, а губернатор даже и на бале, даже оставаясь неподвижным, продолжал «распоряжаться». Мягкость в обращении Матвея Ильича могла равняться только с его величавостью. Он ласкал всех — одних с оттенком гадливости, других с оттенком уважения; рассыпался «en vrai chevalier français»* перед дамами и беспрестанно смеялся крупным, звучным и одиноким смехом, как оно и следует сановнику. Он потрепал по спине Аркадия и громко назвал его «племянничком», удостоил Базарова, облеченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходительного взгляда вскользь, через щеку, и неясного, но приветливого мычанья, в котором только и можно было разобрать, что «я...» да «ссьма»; подал палец Ситникову и улыбнулся ему, но уже отвернув голову; даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах, даже Кукшиной он сказал: «Enchanté»**." (глава XIV) 
(*Как истинный кавалер-француз (франц.) 
**Очарован (франц.)) 

На балу Колязин, среди прочего, танцует с Анной Сергеевной Одинцовой, одной из центральных героинь романа: 

"Матвей Ильич приблизился к ней с величественным видом и подобострастными речами. Аркадий отошел в сторону..." (Колязин приглашает Одинцову на танец на балу, глава XIV)

Судя по всему, несколько лет спустя, когда к власти приходит император Александр II, господин Колязин оказывается во временной оппозиции и отправляется лечиться на курорт с минеральными водами в Богемию (территория современной Чехии). Проезжая Дрезден, он навещает своего троюродного брата Павла Петровича Кирсанова, который в это время живет там:

"Это Павел Петрович. Он уехал из Москвы за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене..." 

"Матвей Ильич Колязин, находящийся во временной оппозиции, величаво посетил его, проезжая на богемские воды..." (глава XXVIII)

 

Это была цитатная характеристика Матвея Ильича Колязина в романе "Отцы и дети" Тургенева, образ, описание персонажа. 

Смотрите: