Наташа Ростова. Художник К. Рудаков
Наташа Ростова.
Художник К. Рудаков
Графиня Наташа Ростова и княжна Марья Болконская являются одними из центральных персонажей романа "Война и мир" Льва Толстого.

Отношения и дружба Наташи Ростовой и княжны Марьи являются одной из важных сюжетных линий в романе.

В этой статье вы найдете историю развития отношений и дружбы Наташи Ростовой и Марьи Болконской в романе "Война и мир" в цитатах, особенности взаимоотношений этих героинь.





Наташа Ростова и Марья Болконская: дружба, отношения, встречи, сближение


Историю отношений Наташи Ростовой и княжны Марьи нельзя назвать простой, так как их дружба зарождается далеко не с первой встречи.

Неприязнь княжны Марьи к Наташе Ростовой

Однажды княжна Марья узнает, что в Москве и Петербурге ходят слухи о свадьбе ее брата князя Андрея и Наташи Ростовой. Княжна Марья считает, что такая девушка, как Наташа, не может понравиться ее брату. Марья не желает этого брака. Она признается в этом в письме к своей подруге Жюли Карагиной:
"Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, — слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтоб Андрей когда-нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во-первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда-нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во-вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого." (том 2 часть 3 глава XXV) 
Когда князь Андрей Болконский сватается к Наташе Ростовой, старик Болконский выступает против этого брака. В итоге влюбленные откладывают свадьбу на год:
"Князь Андрей любил жену, она умерла, ему мало этого, он хочет связать свое счастие с другой женщиной. Отец не хочет этого, потому что желает для Андрея более знатного и богатого супружества." (мысли княжны Марьи о Наташе, том 2 часть 3 глава XXVI)
Княжна Марья якобы поддерживает брата в его желании жениться и даже надеется уговорить отца дать согласие на свадьбу. Однако старик даже не хочет слышать о Наташе:
"Княжна Марья написала князю Андрею о том, как отец принял его письмо; но утешала брата, подавая надежду примирить отца с этою мыслью." (том 2 часть 3 глава XXVI) 
"Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело, напротив, казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе. (том 2 часть 5 глава II)





При этом княжна Марья заочно испытывает неприязнь к своей будущей невестке, хотя лично не знакома с ней. Пьер Безухов, давний приятель Марьи, замечает эту неприязнь. При этом княжна Марья все же просит Пьера передать Наташе, что она настроена доброжелательно и "так желает ее любить":
"– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может не быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтоб они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею… Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать… 
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал. 
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная отчего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула, и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась». 
– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался. 
– Я думаю, нет, – сказал он, – а впрочем – да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой… 
– Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите ежели увидите ее прежде меня. 
– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер. 
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя." (том 2 часть 5 глава IV)


Первая встреча Наташи Ростовой и княжны Марьи

Первая встреча Наташи Ростовой и княжны Марьи проходит очень напряженно и тяжело. Этот эпизод описан в томе 2 части 5 главе VII романа.

Это происходит, когда в конце 1811 г. Наташа и ее отец, старый граф Ростов, приезжают в гости к Болконским в их дом в Москве. Князь Андрей в это время находится за границей на лечении. 

Наташа с отцом ведут себя очень доброжелательно в гостях у Болконских. Добрая и наивная Наташа искренне надеется подружиться с будущими родственниками. Однако старик Болконский ведет себя невежливо и не скрывает своего презрения к будущей невестке и к Ростовым в целом. 

Княжна Марья ведет себя вежливо, но сдержанно. Она с первого взгляда чувствует антипатию к Наташе, которая кажется ей легкомысленной и слишком нарядной. Она завидует красоте, юности и счастью Наташи:
"Княжна с взволнованным, испуганным и покрытым красными пятнами лицом выбежала, тяжело ступая, навстречу к гостям, и тщетно пыталась казаться свободной и радушной. Наташа с первого взгляда не понравилась княжне Марье. Она ей показалась слишком нарядной, легкомысленно-веселой и тщеславной. Княжна Марья не знала, что прежде, чем она увидала свою будущую невестку, она уже была дурно расположена к ней по невольной зависти к ее красоте, молодости и счастию и по ревности к любви своего брата. Кроме этого непреодолимого чувства антипатии к ней, княжна Марья в эту минуту была взволнована еще тем, что при докладе о приезде Ростовых князь закричал, что ему их не нужно, что пусть княжна Марья принимает, если хочет, а чтобы к нему их не пускали." (том 2 часть 5 глава VII)
Наташа видит, что Болконские ей не рады. Это оскорбляет ее. Ей не нравится княжна Марья, которая кажется ей некрасивой, притворной и сухой: 
"Наташа была оскорблена замешательством, происшедшим в передней, беспокойством своего отца и неестественным тоном княжны, которая – ей казалось – делала милость, принимая ее. И потому все ей было неприятно. Княжна Марья ей не нравилась. Она казалась ей очень дурной собой, притворной и сухою. Наташа вдруг нравственно съежилась и приняла невольно такой небрежный тон, который еще более отталкивал от нее княжну Марью. 
После пяти минут тяжелого, притворного разговора послышались приближающиеся быстрые шаги в туфлях. Лицо княжны Марьи выразило испуг, дверь комнаты отворилась, и вошел князь в белом колпаке и халате." (том 2 часть 5 глава VII)
В эту первую встречу Наташа и княжна Марья надеются поговорить один на один о князе Андрее, но мадемуазель Бурьен, приживалка княжны Марьи, не оставляет героинь вдвоем. Наташе хочется узнать новости об Андрее, но княжна Марья молчит из-за присутствия Бурьен. Из-за этой невозможности поговорить наедине взаимная антипатия Наташи и Марьи только нарастает: 
"Наташа и княжна Марья молча смотрели друг на друга, и чем дольше они молча смотрели друг на друга, не высказывая того, что им нужно было высказать, тем недоброжелательнее они думали друг о друге. 
Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать: она почти ненавидела в эту минуту эту старую сухую княжну, которая могла поставить ее в такое неловкое положение и провести с ней полчаса, ничего не сказав о князе Андрее." (том 2 часть 5 глава VII)
На прощание княжна Марья решает соврать Наташе, что она якобы рада счастью князя Андрея и Наташи. Наташа замечает ее ложь и холодно прощается с ней:
"Когда уже граф выходил из комнаты, княжна Марья быстрыми шагами подошла к Наташе, взяла ее за руки и, тяжело вздохнув, сказала: «Постойте, мне надо…» Наташа насмешливо, сама не зная над чем, смотрела на княжну Марью. 
– Милая Натали, – сказала княжна Марья, – знайте, что я рада тому, что брат мой нашел счастье… – Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее. 
– Я думаю, княжна, что теперь неудобно говорить об этом, – сказала Наташа с внешним достоинством и холодностью и с слезами, которые она чувствовала в горле. 
«Что я сказала, что я сделала!» – подумала она, как только вышла из комнаты." (том 2 часть 5 глава VII)
Таким образом, эта первая встреча Наташи, княжны Марьи и старика Болконского наносит глубокую рану бедной невесте. Приехав домой, Наташа рыдает из-за несправедливости и обиды. Она начинает скучать по князю Андрею:
"Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая." (том 2 часть 5 глава VII)
"Нет, ежели бы ты знала, как это обидно…" (Наташа – Соне, том 2 часть 5 глава VII)
Вскоре Марья Дмитриевна, крестная Наташи, вручает ей записку от княжны Марьи. В записке княжна пытается убедить Наташу в том, что любит ее как будущую невестку. Марья просит назначить ей новую встречу. Наташа не знает, что отвечать:
"Найдя в ридикюле то, что́ она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. — Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит. 
— Да она и не любит меня, — сказала Наташа. 
— Вздор, не говори, — крикнула Марья Дмитриевна. 
— Никому не поверю; я знаю, что не любит, — смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться. 
— Ты, матушка, так не отвечай, — сказала она. — Что́ я говорю, то правда. Напиши ответ. 
Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи. 
Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать. 
«Впрочем», писала она, «не думайте, чтоб отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней. 
Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chère princesse», быстро, механически написала она и остановилась. «Что́ ж дальше могла написать она после всего того, что́ было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»... И чтобы не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры."  (том 2 часть 5 глава XIV)


Разрыв Наташи и князя Андрея

Вскоре после печального знакомства с княжной Марьей и ее отцом Наташа влюбляется в красавца Анатоля Курагина и решает разорвать помолвку с князем Андреем. Для этого Наташа пишет письмо княжне Марье, в котором отказывается выходить замуж за Болконского (см. Текст письма Наташи к княжне Марье). 

Княжна Марья радуется этому разрыву, хотя и старается скрыть это:
"Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты." (том 2 часть 5 глава XXI)


Ранение князя Андрея и вторая встреча Наташи и княжны Марьи

В 1812 г. Андрей Болконский получает ранение в Бородинском сражении. Он оказывается на попечении у семьи Ростовых. Наташа ухаживает за умирающим Андреем. Вскоре княжна Марья приезжает к Ростовым в Ярославль, чтобы увидеть брата. Так происходит вторая встреча Наташи Ростовой и княжны Марьи, которая описана в томе 4 части 1 главе XIV. 

В эту вторую встречу происходит поворот в отношениях героинь. Наташа с любовью и теплом принимает княжну Марью. Та обнимает Наташу и плачет на ее плече. С первых минут этой новой встречи героини сближаются, между ними устанавливаются доверительные, близкие отношения:
"Княжна оглянулась и увидела почти вбегающую Наташу, ту Наташу, которая в то давнишнее свидание в Москве так не понравилась ей. 
Но не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг. Она бросилась ей навстречу и, обняв ее, заплакала на ее плече. 
Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней. 
На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи. 
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече. 
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату. 
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает. 
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже. 
Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками. 
Княжна Марья поняла все." (том 4 часть 1 глава XIV)
С этого дня Наташа и княжна Марья по очереди дежурят у постели умирающего князя Андрея. Обе героини понимают, что надежды на выздоровление нет:
"Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась..." (том 4 часть 1 глава XV)

Наташа и княжна Марья не отходят от князя Андрея до самой его смерти. Обе героини глубоко переживают, но не говорят об этом между собой, так как им трудно выразить словами происходящее:

"Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали." (том 4 часть 1 глава XVI) 
"– Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мертвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем." (том 4 часть 1 глава XVI) 
"Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личною горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними." (том 4 часть 1 глава XVI)
После похорон убитые горем Наташа и княжна Марья проводят много времени вместе. Только вдвоем им не больно находится. При этом они не говорят о князе Андрее, так как это слишком болезненно для них:
"После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья одинаково чувствовали это. Они, нравственно согнувшись и зажмурившись от грозного, нависшего над ними облака смерти, не смели взглянуть в лицо жизни. Они осторожно берегли свои открытые раны от оскорбительных, болезненных прикосновений..." 
"Только вдвоем им было не оскорбительно и не больно. Они мало говорили между собой. Ежели они говорили, то о самых незначительных предметах. И та и другая одинаково избегали упоминания о чем-нибудь, имеющем отношение к будущему. 
Признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти. Еще осторожнее они обходили в своих разговорах все то, что могло иметь отношение к умершему. Им казалось, что то, что они пережили и перечувствовали, не могло быть выражено словами. Им казалось, что всякое упоминание словами о подробностях его жизни нарушало величие и святыню совершившегося в их глазах таинства." (том 4 часть 4 глава I)
Спустя две недели после похорон княжна Марья вынуждена вернуться к делам. Видя ее приготовления к отъезду, Наташа чувствует себя брошенной и одинокой в своем горе: 
"Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, – заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им."
"Наташа оставалась одна и с тех пор, как княжна Марья стала заниматься приготовлениями к отъезду, избегала и ее." 
"После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана..." (том 4 часть 4 глава I)  


Смерть Пети Ростова и начало настоящей дружбы

В этот же период в семье Ростовых случается страшное горе – погибает Петя Ростов, младший брат Наташи. Княжна Марья решает отложить свой отъезд, чтобы поддержать Наташу: 
"Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что-то. Наташа не видела, не слышала ее." (том 4 часть 4 глава II) 
"Княжна Марья отложила свой отъезд." (том 4 часть 4 глава III)  
В течение трех недель княжна Марья ухаживает за Наташей как за больным ребенком, потому что сама Наташа посвящает всю себя своей несчастной матери:
"Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы." (том 4 часть 4 глава III)
Однажды Наташа признается княжне Марье, что очень любит ее как человека и хочет дружить с ней. С этого дня между княжной Марьей и Наташей устанавливается самая нежная дружба:
"– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями. 
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи. 
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другая была беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. 
Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга. 
Иногда они молчали целые часы..." (том 4 часть 4 глава III)  

Подруги рассказывают друг другу о своем детстве и прошлом. Они узнают друг друга с новых сторон: 

"Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни." 
(том 4 часть 4 глава III)

Подруги по-прежнему не говорят о князе Андрее. Постепенно время лечит их горе: 

"Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его." 
(том 4 часть 4 глава III)
В конце января 1813 г. княжна Марья уезжает домой в Москву и берет с собой свою подругу Наташу:
"В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами." (том 4 часть 4 глава III) 
"– Она приехала гостить ко мне, – сказала княжна Марья... Но Наташе самой нужно было видеть доктора. Ее насильно отослали со мной." (том 4 часть 4 глава XVI)

 

 

Любовь Пьера Безухова и Наташи Ростовой

В конце января 1813 г. Пьер Безухов приезжает домой в Москву и посещает свою старую приятельницу княжну Марью. В ее доме Пьер встречает Наташу:

"Узнав за обедом, что княжна Марья в Москве и живет в своем несгоревшем доме на Вздвиженке, он в тот же вечер поехал к ней." (том 4 часть глава XV) 

К этому времени княжна Марья и Наташа приходят в себя после смерти князя Андрея и Пети Ростова: 

"Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости." (том 4 часть 4 глава XVII)
Княжна Марья замечает, что Пьер и Наташа любят друг друга. Марья рада за Наташу:
"Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию." (том 4 часть 4 глава XVII)
В этот визит Пьера Наташа рассказывает ему подробнее о ранении и смерти князя Андрея. Это первый раз, когда Наташа говорит об Андрее после его ухода: 
"– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем. 
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней. 
– Разве можно забыть? – сказала она. 
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему…" (том 4 часть 4 глава XVII)
Пьер Безухов говорит княжне Марье о своей любви к Наташе и просит ее совета. Княжна Марья обещает Пьеру поговорить с Наташей, когда придет время. Она говорит Пьеру, что Наташа может полюбить его. На самом деле княжна Марья знает, что ее подруга уже любит Пьера: 
"– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу… 
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками. 
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала. 
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала. 
– Говорить ей теперь… нельзя, – все-таки сказала княжна Марья. 
– Но что же мне делать? 
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю… 
Пьер смотрел в глаза княжне Марье. 
– Ну, ну… – говорил он. 
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья. Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью. 
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?! 
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.(том 4 часть 4 глава XVIII)
Княжну Марью сначала расстраивает, что Наташа так быстро забыла князя Андрея. Однако Марья прощает подруге ее счастье и не держит обиду:
"Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.

– Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне.
 
Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви. 
«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер..."
"– Ты любишь его? 
– Да, – прошептала Наташа. 
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи." (том 4 часть 4 глава XX)


Свадьбы героинь и дружба семьями

Весной 1813 года Наташа и Пьер Безухов женятся:
"Свадьба Наташи, вышедшей в 13‑м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. (эпилог часть 1 глава V)

Осень 1814 года княжна Марья и Николай Ростов, брат Наташи, женятся:  

"Осенью 1814‑го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и
Соней переехал на житье в Лысые Горы." (эпилог часть 1 глава VII)

Таким образом Марья (в замужестве графиня Марья Ростова) и Наташа (в замужестве графиня Безухова) становятся еще и родственницами. Теперь они дружат семьями. В эпилоге описывается, как в 1820 г. Наташа с мужем и детьми гостят у Николая и Марьи в их имении Лысые Горы.

Наташа и Марья продолжают быть близкими подругами. Иногда они вместе вспоминают о князе Андрее: 

"Это бывало только тогда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок или когда она с графиней Марьей вспоминала о князе Андрее (с мужем она, предполагая, что он ревнует ее к памяти князя Андрея, никогда не говорила о нем)..."  
"Наташа не любила общества вообще, но она тем более дорожила обществом родных – графини Марьи, брата, матери и Сони." (эпилог часть 1 глава X)

 


Почему именно Наташа Ростова и княжна Марья Болконская становятся подругами?

Наташа и княжна Марья обе являются глубокими, добрыми, чуткими, умными, великодушными девушками, способными искренне любить ближнего. Эти прекрасные качества объединяют, сближают героинь и становятся основой для их многолетней дружбы.


Это была история дружбы Наташи Ростовой и Марьи Болконской в романе "Война и мир" в цитатах, этапы развития отношений героинь, особенности их взаимоотношений.