Сказка "Черная курица". Художник Э. Е. Беньяминсон
Алеша и король. 
"Черная курица".
Художник Э. Е. Беньяминсон

Повесть "Черная курица, или подземные жители" Антония Погорельского является одним из самых известных произведений для детей, созданных в первой половине XIX века. 

В этой статье представлен анализ повести "Черная курица, или подземные жители" А. Погорельского (настоящее имя писателя — Алексей Алексеевич Перовский).



Смотрите: Все материалы по повести "Черная курица" 






Анализ повести "Черная курица, или подземные жители" А. Погорельского


Н. Н. Татаринова:

"Антоний Погорельский — литературный псевдоним Алексея Алексеевича Перовского... 

Для племянника [будущего известного поэта Алексея Толстого] написал Перовский... свою волшебную повесть (в 1829 г.) «Черная курица или подземные жители», при чем героя повести он назвал также Алешей...

Несомненно творчество А. Погорельского не оригинально, оно находилось под сильным влиянием немецких романтиков и, особенно, Амадея Гофмана...

Сюжет «Эльфов» Тика и «Черной курицы» Погорельского... аналогичен: в обеих сказках легкомыслие и болтливость человека разрушают благополучие подземного народа (эльфов — у Тика). Мир фантастики и мистики, с юных лет привлекавший А. Перовского (стоит вспомнить его тяготение к масонству), не потерял для него своего обаяния и в зрелом возрасте. Но романтизм Погорельского, как и вообще ранний русский романтизм, слишком отличается по своей сущности от романтизма немецкого. Где у Гофмана, например, определенное философское мировоззрение, где мир фантастический для него является лишь другой стороной мира реального, где за случайным явлением его мысль стремится уловить и установить закономерность космического, там Погорельский лишь скользит по поверхности. Его просто увлекает игра воображения, манит заглянуть в мир таинственного, загадочного, в мир призраков, предчувствий, явлений гипнотического характера. «Мировая скорбь» немецких романтиков была чужда ясной и непосредственной природе А. Погорельского, как чужда она оказалась и его воспитаннику А. Толстому. Однако, заимствуя сюжет и форму, А. Погорельский совершенно самостоятелен в разработке фабулы своих произведений. Наблюдательный, остроумный, он с большим мастерством рисует картины русского быта и нравов своего времени...

Рисует все это Погорельский выпукло, красочно, он прирожденный рассказчик; язык у него живой, образный, меткий, действие развивается занимательно...







Детской литературе А. Погорельский подарил всего одно произведение: волшебную повесть «Черная курица или подземные жители». Сюжет к ней навеян, вероятно, немецкими сказаниями о гномах и сказкой Тика «Эльфы», что отмечалось выше, но разработка сюжета оригинальна и чрезвычайно интересна. Повесть не утратила своего значения даже до нашего времени. Она интересна и для детей и для взрослых: первых до сих пор увлекает занимательность фабулы, вторым — повесть дает богатый материал в бытовом отношении. Как живые, например, проходят некоторые сценки из жизни старинного пансиона. С большим юмором рассказывает Погорельский о встрече учителем пансиона директора, в честь которого с утра до позднего вечера в доме мыли; полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды, а учитель сам ездил покупать белую Архангельскую телятину, огромный окорок и «из Милютиных лавок Киевское варенье», а доморощенный парикмахер «взгромоздил на голове жены учителя целую оранжерею разных цветов», после чего она уже «не входила в кухню, а отдавала свои приказания, стоя в дверях». Алеша, герой повести, начитавшийся рыцарских романов, подобно Дон-Кихоту, живет в мире грез. Он был крайне разочарован, когда вместо воображаемого «знаменитого рыцаря в блестящих латах и в шлеме с большими перьями» и непременно на «ретивом коне», к пансиону подъехал в извозчичьих санях маленький человек, у которого оказалась «лысая головка, набело напудренная, единственным украшением которой был маленький пучок». 

На детей неотразимо действует содержание повести, полное движения и чудесных превращений, где действительность причудливо перемешивается с фантастикой, где все так знакомо и, в тоже время, так необычно. Черная курица оказывается министром короля подземного народа, спасение этого «министра» от ножа кухарки-чухонки дает Алеше возможность ознакомиться с диковинным подземным царством. Обстановка, при которой происходит это знакомство, полна очарования. Это — одно из самых сильных мест в сказке. Черная курица является в спальне Алеши, благодарит за спасение и зовет с собой. При свете бесчисленных маленьких свечек в серебряных шандалах, Алеша одевается и следует за курицей, как очарованный, по бесчисленным коридорам и переходам. Все, что встречается им на пути, — исключительно и фантастично: старинные покои столетних старушек-голландок с невиданной мебелью, сами старушки «будто восковые», спящие в кроватях с белыми кисейными занавесками, ученая кошка, умеющая подавать лапку, китайские фигурки, соскакивающие со стола и кивающие головками, а дальше — огромный зал, где по стенам висят рыцари в блестящих латах и шлемах. И эти рыцари тоже соскакивают и вступают в бой с курицей. Еще дальше — и Алеша вступает в самое царство подземного народа, и с тем же мастерством даются фантастические изображения таинственного мира. Алеша становится обладателем волшебного зернышка, благодаря которому он, ничего не уча, может преодолевать всякие премудрости. Но этот дар обязывает Алешу хранить тайну; Алеша же не выдерживает искуса, проговаривается и тем разрушает мирную, счастливую жизнь подземного народа. 

Портит повесть некоторый налет тенденциозности и растянутость в конце. Впрочем, художественное достоинство повести гораздо значительнее ее недостатков, и в этом отношении повесть резко выделяется среди книг для детей того времени. Критика очень сочувственно встретила эту повесть Погорельского, как почти и все его произведения...

То, что осталось в наследие потомкам от Антония Погорельского, очень скромно по своим размерам, — для детской литературы всего одно произведение, и тем не менее это наследие такого порядка, что в истории детской литературы имя Антония Погорельского должно занять по праву почетное место.

Повесть «Черная курица»... в своей яркости и образности... Язык Погорельского — своеобразный, яркий, хотя местами устаревший... 

Вообще, повесть до того цельна даже со всеми своими недостатками, от нее так веет романтизмом 20-х годов..."

(Н. Н. Татаринова, статья "Перовский, Алексей Алексеевич", книга "Материалы по истории русской детской литературы (1750 — 1855)" под редакцией А. К. Покровской и Н. В. Чехова, Москва 1927 г.)


А. И. Кирпичников: 

"...сюжет и некоторые подробности отчасти заимствованы из Ламот Фуке, отчасти из Гофмана и из народных немецких сказаний о гномах – подземных жителях, но все это очень недурно приспособлено к русской жизни." 

(А. И. Кирпичников "Очерки по истории новой русской литературы", издательство Л. Ф. Пантелеева, 1896 г.)


Это был анализ повести «Черная курица, или подземные жители» Антония Погорельского (А. А. Перовского). 
  

Смотрите: Все материалы по повести "Черная курица"