Феклуша (слева) и Кабаниха (справа).  Спектакль "Гроза". Малый театр. 1977 г.
Феклуша (слева) и
Кабаниха (справа). 
Спектакль "Гроза".
Малый театр. 1977 г.
Странница Феклуша является одной из второстепенных героинь знаменитой пьесы А. Н. Островского "Гроза".

В этой статье представлена цитатная характеристика Феклуши в пьесе "Гроза", образ, описание героини в цитатах.

Впервые Феклуша появляется на сцене в 3-ем явлении 1-ого действия.   
   
Смотрите: Все материалы по пьесе "Гроза"




Феклуша в пьесе "Гроза" Островского


Феклуша является нищей странницей, бродягой, которая ходит по разным городам и деревням и просит милостыни:
"Феклуша, странница." (описание к пьесе)
Возможно, Феклуша странствует в компании какой-то женщины:
"Входят: Феклуша и другая женщина."  
Оказавшись в городе Калинов, где происходит действие пьесы, странница Феклуша ходит по купеческим домам ("по купечеству"), то есть по домам состоятельных людей:
"Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность." (Феклуша)
В том числе Феклуша приходит и в дом купчихи Кабановой. Кабаниха гостеприимно принимает странницу Феклушу и, вероятно, хорошо кормит ее. По словам Глаши, служанки Кабановых, в их доме для странников устроено хорошее житье: 
"Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье..." (Глаша) 
"Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка. Кабанова и Феклуша сидят на скамейке."  
"Пойдем, Феклуша, домой." (Кабаниха)  
Видя щедрость Кабанихи по отношению к нищим, Феклуша при всех отзывается о ней как о благочестивом, добродетельном, щедром человеке. Странница благодарна Кабанихе за ее "неоставление", то есть за то, что не оставила без помощи:  
"Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых." (Феклуша – своей приятельнице)
Услышав восторги Феклуши по поводу Кабанихи, Кулигин отмечает, что Кабаниха – "ханжа" (лицемерка), потому что дает милостыню нищим, а над домашними издевается: 
"Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем." (Кулигин)





Беседа Феклуши и Глаши

В 1-ом явлении 2-ого действия Феклуша находится в доме Кубанихи и беседует с ее служанкой Глашей. Феклуша признается Глаше, что ей нравится слушать, как кто-то воет, то есть плачет, рыдает. Она хотела бы послушать, как воет Кабаниха при расставании с сыном Тихоном, который уезжает по делам:
"Ну, скатертью ему дорога! А что, хозяйка-то станет выть аль нет? (...) 
Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то!" (Феклуша – Глаше)
Феклуша также советует Глаше присматривать за "убогой", чтобы не стянула чего-то, то есть не украла. Возможно, под "убогой" воришкой Феклуша подразумевает себя, но она также может иметь в виду и другую странницу. Глаша отвечает, что Феклуша и другие странники клевещут ("клеплют") друг на друга и ссорятся вместо того, чтобы жить мирно, ведь в доме Кабанихи им созданы комфортные условия. Этот ответ Глаши наталкивает на мысль, что Феклуша все-таки клевещет на другую странницу, которая якобы может что-то украсть: 
"Феклуша. (...) А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего. 
Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете. Что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь; греха-то вы не боитесь."
Феклуша заявляет Глаше, что не считает себя вздорной, конфликтной женщиной. Она говорит, что нельзя обойтись без греха, живя в миру. По словам Феклуши, у странников, из-за их праведной жизни, больше "врагов", которые их смущают, чем у простых людей, и всех этих врагов надобно побороть. Под "врагами" она имеет в виду нечистую силу:
"Феклуша. Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть. Трудно, милая девушка! 
Глаша. Отчего ж к вам так много? 
Феклуша. Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем. А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет."

Феклуша признается, что у нее есть один грех – она любит вкусно поесть:

"Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю. Ну, так что ж! По немощи моей господь посылает."
Судя по всему, Феклуша является больной, немощной женщиной. Из-за этого она не могла далеко странствовать. Зато она "много слыхала":
"По немощи моей господь посылает." (Феклуша о себе)
"Глаша. А ты, Феклуша, далеко ходила? 
Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала."

Феклуша рассказывает наивной Глаше глупости и бредни, которые она слышала от других. По словам странницы, есть такие страны, где людьми правят салтаны, которые принимают только неверные, "неправедные" решения. Также, по ее словам, есть страна, в которой живут люди с собачьими головами, и эти головы у них "за неверность". Наивная Глаша верит этим бредовым рассказам:

"Феклуша. (...) ...а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами. 

Глаша. Отчего ж так, с песьими? 
Феклуша. За неверность. (...)
Глаша. Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет, нет да и услышить, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли."


Беседа Феклуши и Кабанихи 

В 1-ом явлении 3-его действия описывается беседа Феклуши с Кабанихой. Героини сидят на лавочке у дома Кабановых. 

Судя по всему, Феклуша намеренно льстит Кабанихе, чтобы та и дальше хорошо ее принимала и кормила. Она называет злую Кабаниху добродетельным человеком и говорит, что в их городе такой рай и тишина, потому что многие люди и в частности Кабаниха "украшены добродетелями":
"Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда. 
Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша. 
Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно." 

Сидя на лавочке, Феклуша "развлекает" Кабаниху разными рассказами. Так, она говорит Кабанихе, что по всем приметам они живут в "последние времена", то есть, вероятно, скоро должен наступит конец света: 

"Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда."
Феклуша говорит Кабанихе, что ей не нравится суета, которая царит в Москве:
"Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве: бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске."
Также Феклуша рассказывает Кабанихе, как она видела в Москве "огненного змея". Вероятно, она имеет в виду паровоз:
"Феклуша. (...) Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради скорости. 
Кабанова. Слышала я, милая. 
Феклуша. А я, матушка, так своими глазами видела; конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат."
Также Феклуша рассказывает Кабанихе о видении, которое явилось ей в Москве. Она говорит, что на крыше высокого дома ей привиделся некто с черным лицом, который сыпал "плевелы". Видимо, она опять намекает на нечистую силу. В итоге Феклуша делает вывод, что в городе женщины выглядят такими худыми, потому что там много суеты:
"А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то в своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют; да как будто они что потеряли, либо чего ищут, в лице печаль, даже жалко."
Кроме того, Феклуша заявляет Кабанихе, что время стало течь быстрее, то есть стало приходить в умаление. Так, по ее словам, говорят умные люди:
"Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить. 
Кабанова. Как так, милая, в умаление? 
Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались: а время-то, за наши грехи все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят."

На этом заканчивается беседа Феклуши и Кабанихи.

О дальнейшей судьбе странницы Феклуши ничего не известно.


Критика об образе Феклуши

"Из остальных аксессуарных лиц, после Кулигина, на первый план выступает Феклуша, приживалка. Лицо это, мастерски срисованное с натуры, играет огромную роль в концепции сатирической драмы г. Островского.

Феклуша, толкующая о "Салтане Махмуде турецком", о "Салтане Махмуде персидском" и о том, что в Турции нет судей праведных, а все судьи неправедные, и т. д., эта Феклуша, и ей подобные, составляет единственный источник света и просвещения для жителей "темного царства": всякая нелепость, которая только может придти ей в голову, застрянет обыкновенно на веки-вечные и в голове "темных людей", с религиозным благоговением слушающих ее рассказ о дальних странах – о святых местах, о граде Киеве и проч. и проч.

Немалый источник мистицизма, такою дьявольскою сетью опутавшего душу несчастной Катерины, кроется, по нашему мнению, в этих приживалках-Феклушах, в их рассказах о разных разностях, отуманивающих на всю жизнь сознание бедных "темных людей"..."

(А. Пальховский, статья "«Гроза». Драма А. Н. Островского" ("Московский вестник", 1859 г. , №49)) 



Это была цитатная характеристика Феклуши в пьесе "Гроза" Островского, образ, описание героини в цитатах.
   
Смотрите: Все материалы по пьесе "Гроза"