Миша и папа. "Городок в табакерке". Художник Д. Менделевич |
В этой статье представлена цитатная характеристика Миши в сказке "Городок в табакерке", образ, описание героя, а также цитаты о том, какие открытия Миша совершил в городке в табакерке и чему там научился.
Смотрите:
Миша в сказке "Городок в табакерке" В. Ф Одоевского
Главный герой сказки Миша – мальчик школьного возраста. Его точный возраст не указан в тексте.
У Миши есть мама и папа. Семья Миши принадлежит к дворянскому сословию. Судя по всему, они не бедные люди.
Миша является послушным мальчиком:
"Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке."
"...третьего дня я хотел нарисовать, как маменька возле меня играет на фортепиано, а папенька на другом конце комнаты читает книжку. Только этого мне никак не удавалось сделать: тружусь, тружусь, рисую как можно вернее..."
"Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается..."Он хочет разобраться, отчего играет музыка в табакерке. Он рассматривает табакерку и засыпает под ее музыку. Ему снится сон о том, как он попадает внутрь табакерки, в городок в табакерке, в котором живут мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель господин Валик и принцесса Пружинка:
"...Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею, смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?"
"— Да видите, папенька, — сказал Миша, протирая глазки, — мне всё хотелось узнать, отчего музыка в табакерке играет; вот я и принялся на неё прилежно смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется; думал, думал и стал уже добираться — как вдруг, смотрю, дверца в табакерке растворилась... — Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку."Миша – воспитанный мальчик. Когда он знакомится с мальчиком-колокольчиком, он говорит с ним нам "вы" и учтиво кланяется ему, как это делают все образованные и воспитанные дворяне:
"Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.
– Позвольте узнать, – сказал Миша, – с кем я имею честь говорить?"
"Миша учтиво поклонился..."
"— Я вам очень благодарен за ваше приглашение, — сказал ему Миша..."
"Мише показалось досадно, что мальчик-колокольчик над ним так немилосердно насмехается, и он очень вежливо сказал ему..."Попав в городок в табакерке, Миша делает там много интересных открытий:
"Ну, многому же я научился в этом городке! — сказал про себя Миша."
"Правда, здесь я свободно прохожу, но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды; там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду."
"Миша оглянулся — и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошёл, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлён.
— Отчего это? — спросил он своего проводника.
— Динь-динь-динь! — отвечал проводник смеясь, — издали всегда так кажется; видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели; вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь — большое."Миша благодарит мальчика-колокольчика за то, что тот объяснил ему это явление. Он будет учитывать это, когда снова будет рисовать:
"Маменька мне говорила, что папеньку надобно нарисовать маленьким, но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше её ростом; но теперь вижу, что маменька правду говорила: папеньку надобно было нарисовать маленьким, потому что он сидел вдалеке. Очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен."Миша замечает, что его проводник мальчик-колокольчик часто повторяет слова "динь-динь-динь" в своей речи. Мальчик объясняет, что это у них такая поговорка. Миша отвечает, что, по словам его отца, нехорошо привыкать к поговоркам:
"— Позвольте мне спросить у вас: зачем вы к каждому слову всё говорите динь-динь-динь?
— Уж у нас поговорка такая, — отвечал мальчик-колокольчик.
— Поговорка? — заметил Миша. — А вот папенька говорит, что очень нехорошо привыкать к поговоркам.
Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал более ни слова."
Также от мальчика-колокольчика Миша узнаёт, что разные по размеру колокольчики издают разные по высоте звуки:
"— Ан вот и неправда, — отвечал провожатый: — колокольчики не одинакие. Если бы мы все были одинакие, то и звенели бы мы все в один голос — один, как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим? Это оттого, что кто из нас побольше, у того и голос потолще. Неужели ты и этого не знаешь?"
"Вот видишь ли, Миша, это тебе урок: вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться.
Миша, в свою очередь, закусил язычок."
"— Весело вы живёте, — сказал им Миша. — Век бы с вами остался; целый день вы ничего не делаете; у вас ни уроков, ни учителей, да ещё и музыка целый день...
— Да, — отвечал Миша, — вы говорите правду. Это и со мной случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день всё играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно; и за ту и за другую игрушку примешься — всё не мило. Я долго не понимал, отчего это, а теперь понимаю."
Миша является жалостливым, небезразличным мальчиком. Когда он видит, как дядьки-молоточки бьют мальчиков-колокольчиков, ему становится их жалко, он решает заступиться за них. Он очень вежливо спрашивает у дядек, зачем они это делают:
"И в самом деле, дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику тук да тук, даже бедному Мише жалко стало. Он подошёл к этим господам, очень вежливо им поклонился и с добродушием спросил, зачем они без всякого сожаления колотят бедных мальчиков?"
Миша является довольно храбрым и настойчивым мальчиком. Он решает обратиться к начальнику дядек-молоточков. Он идет к надзирателю, господину Валику и храбро заступается за колокольчиков, но надзиратель ничем помочь не может:
"— Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша...
— А что тебе надобно? — спросил надзиратель.
— Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают..."
Так Миша приходит к еще одному открытию, что за детьми все-таки должны смотреть надзиратели, в целях безопасности самих же детей. Раньше Миша думал, что надзиратель, который смотрит за ним (вероятно, в учебном заведении), это просто злой человек. Но теперь он понимает, что надзиратель нужен, чтобы с детьми не случилось ничего плохого. В городке в табакерке никто не смотрит за бедными мальчиками, поэтому дядьки-молоточки бьют их:
"«Ну, многому же я научился в этом городке! — сказал про себя Миша. — Вот ещё иногда мне бывает досадно, зачем надзиратель с меня глаз не спускает. «Экой злой! — думаю я. — Ведь он и не папенька и не маменька; что ему за дело, что я шалю? Знал бы сидел в своей комнате». Нет, теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит»."
В конце концов Миша почти понимает, как работает музыкальный механизм в табакерке. Папа говорит, что сын поймет все это еще лучше, когда будет изучать механику:
"— Ну, теперь вижу, — сказал папенька, — что ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты это ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике."
Такова цитатная характеристика Миши в сказке "Городок в табакерке" Одоевского, образ, описание героя, цитаты о том, какие открытия Миша совершил в городке в табакерке и чему там научился.
0 Комментарии