Миша и папа. "Городок в табакерке". Художник Д. Менделевич
Миша и папа.
"Городок в табакерке".
Художник Д. Менделевич
Миша является главным героем знаменитой сказки "Городок в табакерке" князя Владимира Федоровича Одоевского.

В этой статье представлена цитатная характеристика Миши в сказке "Городок в табакерке", образ, описание героя, а также цитаты о том, какие открытия Миша совершил в городке в табакерке и чему там научился. 
   
Смотрите: 
Все материалы по сказке "Городок в табакерке"








Миша в сказке "Городок в табакерке" В. Ф Одоевского


Главный герой сказки Миша – мальчик школьного возраста. Его точный возраст не указан в тексте.

У Миши есть мама и папа. Семья Миши принадлежит к дворянскому сословию. Судя по всему, они не бедные люди.

Миша является послушным мальчиком:
"Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке."
Известно, что в свободное время он занимается рисованием:
"...третьего дня я хотел нарисовать, как маменька возле меня играет на фортепиано, а папенька на другом конце комнаты читает книжку. Только этого мне никак не удавалось сделать: тружусь, тружусь, рисую как можно вернее..."
Он любознательный мальчик. Когда он видит музыкальную табакерку, ему хочется попасть вовнутрь и посмотреть, что там делается:
"Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается..."
Он хочет разобраться, отчего играет музыка в табакерке. Он рассматривает табакерку и засыпает под ее музыку. Ему снится сон о том, как он попадает внутрь табакерки, в городок в табакерке, в котором живут мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель господин Валик и принцесса Пружинка:
"...Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею, смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?"  
"— Да видите, папенька, — сказал Миша, протирая глазки, — мне всё хотелось узнать, отчего музыка в табакерке играет; вот я и принялся на неё прилежно смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется; думал, думал и стал уже добираться — как вдруг, смотрю, дверца в табакерке растворилась... — Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку." 
Миша – воспитанный мальчик. Когда он знакомится с мальчиком-колокольчиком, он говорит с ним нам "вы" и учтиво кланяется ему, как это делают все образованные и воспитанные дворяне:
"Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому. 
– Позвольте узнать, – сказал Миша, – с кем я имею честь говорить?" 
"Миша учтиво поклонился..."
Вежливый Миша благодарит мальчика за приглашение посетить их городок:
"— Я вам очень благодарен за ваше приглашение, — сказал ему Миша..."
Даже когда Мише что-то не нравится в поведении мальчика-колокольчика, он разговаривает с ним очень вежливо:
"Мише показалось досадно, что мальчик-колокольчик над ним так немилосердно насмехается, и он очень вежливо сказал ему..."
Попав в городок в табакерке, Миша делает там много интересных открытий:
"Ну, многому же я научился в этом городке! — сказал про себя Миша." 
Так, он узнает, что все предметы издалека кажутся меньше, чем они есть на самом деле. Это ему объясняет мальчик-колокольчик. В рисунке это понятие называется "перспектива", но это слово не упоминается в тексте. Когда объект находится на расстоянии, он должен быть нарисован меньшим по размеру, чем он есть на самом деле:
"Правда, здесь я свободно прохожу, но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды; там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду." 
"Миша оглянулся — и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошёл, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлён. 
— Отчего это? — спросил он своего проводника. 
— Динь-динь-динь! — отвечал проводник смеясь, — издали всегда так кажется; видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели; вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь — большое."
Миша благодарит мальчика-колокольчика за то, что тот объяснил ему это явление. Он будет учитывать это, когда снова будет рисовать:
"Маменька мне говорила, что папеньку надобно нарисовать маленьким, но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше её ростом; но теперь вижу, что маменька правду говорила: папеньку надобно было нарисовать маленьким, потому что он сидел вдалеке. Очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен."
Миша замечает, что его проводник мальчик-колокольчик часто повторяет слова "динь-динь-динь" в своей речи. Мальчик объясняет, что это у них такая поговорка. Миша отвечает, что, по словам его отца, нехорошо привыкать к поговоркам:
"— Позвольте мне спросить у вас: зачем вы к каждому слову всё говорите динь-динь-динь? 
— Уж у нас поговорка такая, — отвечал мальчик-колокольчик. 
— Поговорка? — заметил Миша. — А вот папенька говорит, что очень нехорошо привыкать к поговоркам. 
Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал более ни слова."

Также от мальчика-колокольчика Миша узнаёт, что разные по размеру колокольчики издают разные по высоте звуки: 

"— Ан вот и неправда, — отвечал провожатый: — колокольчики не одинакие. Если бы мы все были одинакие, то и звенели бы мы все в один голос — один, как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим? Это оттого, что кто из нас побольше, у того и голос потолще. Неужели ты и этого не знаешь?"
Также Миша узнаёт от мальчика-колокольчика, что люди, которые используют поговорки, могут знать больше него и могут чему-то научить, так что не стоит делать поспешные выводы о людях, которые используют поговорки. Миша понимает, что мальчик прав:
"Вот видишь ли, Миша, это тебе урок: вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться. 
Миша, в свою очередь, закусил язычок."




Сначала Миша завидует мальчикам-колокольчикам в том, что те ничего не делают и лишь играют целый день. Но мальчики объясняют ему, что это скучно. Миша соглашается. Так он делает еще одно открытие, что играть после уроков куда веселее, чем играть целый день, не имея других занятий:
"— Весело вы живёте, — сказал им Миша. — Век бы с вами остался; целый день вы ничего не делаете; у вас ни уроков, ни учителей, да ещё и музыка целый день... 
— Да, — отвечал Миша, — вы говорите правду. Это и со мной случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день всё играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно; и за ту и за другую игрушку примешься — всё не мило. Я долго не понимал, отчего это, а теперь понимаю."

Миша является жалостливым, небезразличным мальчиком. Когда он видит, как дядьки-молоточки бьют мальчиков-колокольчиков, ему становится их жалко, он решает заступиться за них. Он очень вежливо спрашивает у дядек, зачем они это делают: 

"И в самом деле, дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику тук да тук, даже бедному Мише жалко стало. Он подошёл к этим господам, очень вежливо им поклонился и с добродушием спросил, зачем они без всякого сожаления колотят бедных мальчиков?"

Миша является довольно храбрым и настойчивым мальчиком. Он решает обратиться к начальнику дядек-молоточков. Он идет к надзирателю, господину Валику и храбро заступается за колокольчиков, но надзиратель ничем помочь не может: 

"— Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша... 
— А что тебе надобно? — спросил надзиратель. 
— Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают..."

Так Миша приходит к еще одному открытию, что за детьми все-таки должны смотреть надзиратели, в целях безопасности самих же детей. Раньше Миша думал, что надзиратель, который смотрит за ним (вероятно, в учебном заведении), это просто злой человек. Но теперь он понимает, что надзиратель нужен, чтобы с детьми не случилось ничего плохого. В городке в табакерке никто не смотрит за бедными мальчиками, поэтому дядьки-молоточки бьют их:

"«Ну, многому же я научился в этом городке! — сказал про себя Миша. — Вот ещё иногда мне бывает досадно, зачем надзиратель с меня глаз не спускает. «Экой злой! — думаю я. — Ведь он и не папенька и не маменька; что ему за дело, что я шалю? Знал бы сидел в своей комнате». Нет, теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит»."

В конце концов Миша почти понимает, как работает музыкальный механизм в табакерке. Папа говорит, что сын поймет все это еще лучше, когда будет изучать механику: 

"— Ну, теперь вижу, — сказал папенька, — что ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты это ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике."



Такова цитатная характеристика Миши в сказке "Городок в табакерке" Одоевского, образ, описание героя, цитаты о том, какие открытия Миша совершил в городке в табакерке и чему там научился.