Депо. Художник В. П. Дородницын
Депо.
Художник В. П. Дородницын
Константин является одним из центральных персонажей знаменитого рассказа Андрея Платонова "В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)".

В этой статье вы найдете цитатную характеристику Константина в рассказе "В прекрасном и яростном мире", образ, описание Кости в цитатах.    
  
Смотрите: 
Все материалы по рассказу "В прекрасном и яростном мире" 







Константин в рассказе "В прекрасном и яростном мире"


Константин является коллегой главного героя машиниста Александра Мальцева. Он же выступает как рассказчик. 

В начале рассказа Костя служит помощником машиниста Мальцева в Толубеевском железнодорожном депо. До этого он также работал помощником механика, но на более старом паровозе:
"В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев." 
"...а я был, вместо Драбанова, определен работать в бригаду Мальцева помощником; до того я тоже работал помощником механика, но только на старой, маломощной машине." 
"...я помощник машиниста на курьерском паровозе."

Возраст Константина не указан, но судя по всему, это молодой мужчина. Возможно, ему 25-30 лет. Известно, что у него есть брат-студент. Даже если брат младшего него на 20 лет (самый крайний случай), то и в этом случае Константину не больше 40-45 лет.  

Константин любит паровозы и, судя по всему, любит свою профессию. Он может подолгу смотреть на новый паровоз "ИС", на котором он работает в бригаде Мальцева. Эта машина вызывает у Кости такую же особую радость и восторг, какую он испытывал в детстве при первом чтении стихов Пушкина:
"Я был доволен своим назначением. Машина «ИС», единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне — столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина."
Константин рад, что он может научиться у Мальцева искусству управления тяжелыми поездами:
"Кроме того, я желал поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения тяжелых скоростных поездов."
В обязанности Константина входит проверять все узлы паровоза перед каждой поездкой. При этом Мальцев всегда проверяет за Константином его работу, как будто не доверяя ему. Константина расстраивает это недоверие, но он смиряется с ним:
"Перед поездкой я, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все ее обслуживающие и вспомогательные механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке.

Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно он не доверял мне.

Так повторялось и впоследствии, и я уже привык к тому, что Александр Васильевич постоянно вмешивался в мои обязанности, хотя и огорчался молчаливо."




Константин и Мальцев обычно работают молча. Костя всегда без слов понимает указания Мальцева. Когда машинист хочет обратить его внимание на что-то, он стучит ключом по котлу:
"Обычно мы работали молча; лишь изредка Александр Васильевич, не оборачиваясь в мою сторону, стучал ключом по котлу, желая, чтобы я обратил свое внимание на какой-нибудь непорядок в режиме работы машины, или подготавливая меня к резкому изменению этого режима, чтобы я был бдителен. Я всегда понимал безмолвные указания своего старшего товарища..."
Костя является усердным и старательным работником. Он работает с полным усердием, но Мальцев все равно относится к нему и к кочегару (третьему члeну бригады) с равнодушием и отчуждением и проверяет за Костей всю его работу:
"Александр Васильевич принял мое назначение в его бригаду спокойно и равнодушно; ему было, видимо, все равно, кто у него будет состоять в помощниках." 
"Я... работал с полным усердием, однако механик по-прежнему относился ко мне, равно и к смазчику-кочегару, отчужденно и постоянно проверял на стоянках пресс-масленки, затяжку болтов в дышловых узлах, опробовал буксы на ведущих осях и прочее. Если я только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова ее осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной." 
"Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь..."
Со временем Константин понимает, почему Мальцев относится к нему равнодушно. Дело в том, что талантливый машинист Мальцев точнее и лучше всех окружающих понимает паровоз и ему грустно и скучно в компании тех, кого он превосходит своим талантом:
"Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины. Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, — лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли."
Константин знает, что он хороший работник, но у него нет такого таланта и умения, как у Мальцева. Однажды Костя ведет поезд самостоятельно на небольшом участке и через 20 километров пути уже набирает 4 минуты опоздания, а на поворотах его сильно заносит. Когда он передает управление Мальцеву, тот вскоре нагоняет время, а на поворотах не делает таких заносов:
"И мы, правда, не могли понять его умения. Я попросил однажды разрешить повести мне состав самостоятельно; Александр Васильевич позволил мне проехать километров сорок и сел на место помощника. Я повел состав и через двадцать километров уже имел четыре минуты опоздания, а выходы с затяжных подъемов преодолевал со скоростью не более тридцати километров в час. После меня машину повел Мальцев; он брал подъемы со скоростью пятидесяти километров, и на кривых у него не забрасывало машину, как у меня, и он вскоре нагнал упущенное мною время."
Константин работает в бригаде Мальцева около года, после чего происходит трагедия: Мальцев слепнет от молнии прямо во время рейса, что чуть не приводит к катастрофе. Поезд Мальцева чудом не врезается в товарный состав на том же пути. При этом на следующий день зрение возвращается к Мальцеву:
"Около года я работал помощником у Мальцева, с августа по июль, и 5 июля Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда..." 
"— Костя... Дальше ты поведешь машину, я ослеп."
Мальцева отдают под суд за халатность. Константин выступает на его стороне и считает, что тот не виноват. Сам Мальцев объясняет следователю, что он не сразу понял, что ослеп: какое-то время он слепой вел поезд, потому что видел не реальный, а воображаемый мир. Следователю все это кажется подозрительным:
"Мальцева отдали под суд, и началось следствие. Меня вызвал следователь и спросил, что я думаю о происшествии с курьерским поездом. Я ответил, что думал, — что Мальцев не виноват."

"— Интересно, — улыбнулся следователь. — Я бы прекратил дело Мальцева, если бы он и сейчас был слепым. Но вы же знаете, теперь он видит так же, как мы с вами."
В беседах со следователем добрый Константин защищает и оправдывает Мальцева, как может, но это не помогает:
"— Но ведь он и сам бы погиб! — говорю я.
— Вероятно. Однако меня больше интересует жизнь сотен людей, чем жизнь одного человека. Может быть, у него были свои причины погибнуть."
В конце концов Мальцева садят в тюрьму, а Константина назначают в бригаду к пожилому осторожному машинисту, с которым неинтересно работать. Костя скучает по талантливому Мальцеву:
"Мальцева посадили в тюрьму. Я по-прежнему ездил помощником, но только уже с другим машинистом — осторожным стариком, тормозившим состав еще за километр до желтого светофора, а когда мы подъезжали к нему, то сигнал переделывался на зеленый, и старик опять начинал волочить состав вперед. Это была не работа: я скучал по Мальцеву."
Константин оказывается небезразличным, неравнодушным человеком. Он не может смириться с тем, что невиновный Мальцев сидит в тюрьме. Однажды Костя узнает от своего брата об установке для получения молнии и просит следователя проверить Мальцева на этой установке. Константин хочет доказать, что у Мальцева есть особая чувствительность к электрическим разрядам и что он действительно мог временно ослепнуть от них:
"Брат сказал мне среди беседы, что у них, в университете, есть в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии." 
"Я написал письмо следователю, ведшему в свое время дело Мальцева, с просьбой испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов."
Эксперимент проводят, и Мальцева освобождают как невиновного. Однако в ходе этого эксперимента он снова слепнет. От этой ужасной новости в Константине "мгновенно сгорает душа":
"— А мы вас благодарить не будем. Вы дали плохой совет: Мальцев опять слепой... 
Я сел на стул в усталости, во мне мгновенно сгорела душа, и я захотел пить. 
— Эксперты без предупреждения, в темноте, провели Мальцева под установкой Тесла, — говорил мне следователь. — Включен был ток, произошла молния, и раздался резкий удар. Мальцев прошел спокойно, но теперь он снова не видит света..."
При всей трагичности ситуации Константин считает, что Мальцеву лучше быть свободным и невиновным, но слепым, чем зрячим, но невинно осужденным:
"— Вы не виноваты, вы ничем не рисковали, — утешил я следователя. — Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?"
Константин ценит в людях благородство и умение видеть свои недостатки. Так, в следователе, который ведет дело Мальцева, он видит эти качества и уважает его за них:
"— Вы не волнуйтесь, товарищ следователь... Тут действовали факты внутри человека, а вы искали их только снаружи. Но вы сумели понять свой недостаток и поступили с Мальцевым как человек благородный. Я вас уважаю."
По словам следователя, Константин с его качествами мог бы работать помощником следователя, но тот отвечает, что уже занят. Вероятно, следователь имеет в виду такие качества, как ум, настойчивость, стремление докопаться до сути, жажда справедливости, благородство:
"— ...Я вас уважаю. 
— Я вас тоже, — сознался следователь. — Знаете, из вас мог бы выйти помощник следователя..."
Несмотря на то что Мальцев всегда относится к нему с равнодушием, без заботы и внимания, Константин все же сочувствует ему в его горе и злится на судьбу за такую несправедливость:
"Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы. Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека..."
Костя решает не сдаваться и сопротивляться той несправедливости жизни, которая случилась с Мальцевым:
"Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать."
На следующее лето после трагедии Константин сдает экзамен и сам теперь становится машинистом. Он водит местные пассажирские поезда:
"На следующее лето я сдал экзамен на звание машиниста и стал ездить самостоятельно на паровозе серии «СУ», работая на пассажирском местном сообщении." 
"Шло лето; я работал на паровозе..."
Константин иногда беседует с Мальцевым, доброжелательно и любезно утешает его, но слепому все это неприятно:
"Я с ним иногда разговаривал, но видел, что ему скучно было беседовать о пустяках и довольствоваться моим любезным утешением, что и слепой — это тоже вполне полноправный, полноценный человек. 
— Прочь! — говорил он, выслушав мои доброжелательные слова."
Несмотря на сердитость Мальцева, Константин не отворачивается от него. Однажды он предлагает ему поехать с ним в рейс в качестве "гостя" при условии, что тот будет вести себя смирно. Мальцев соглашается:
"Но я тоже был сердитый человек, и когда, по обычаю, он однажды велел уходить мне прочь, я сказал ему: 
— Завтра в десять тридцать я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину. 
Мальцев согласился." 
"Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паровозе, что смирился передо мной."
Константин называет себя сердитым человеком. Вероятно, он имеет в виду, что он человек с характером. Но вряд ли имеется в виду, что он обычно сердится без причины:
"Но я тоже был сердитый человек..."
В тот день Константин садит Мальцева на свое место машиниста и позволяет ему держать руки на пульте управления. При этом поездом управляет сам Константин, а Мальцев под его надзором тоже работает руками:
"На другой день я пригласил его с крашеной скамейки на паровоз и сошел к нему навстречу, чтобы помочь ему подняться в кабину. 
Когда мы тронулись вперед, я посадил Александра Васильевича на свое место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки. Я водил своими руками, как надо, и его руки тоже работали." 
"...Мальцев сидел на месте механика, а я стоял, склонившись, возле него и держал свои руки на его руках."
Таким образом Константин делает несчастному Мальцеву настоящий подарок – позволяет ему ощутить радость и блаженство от управления паровозом, которых тот не испытывал уже год:
"Мальцев сидел молчаливо и слушался меня, наслаждаясь движением машины, ветром в лицо и работой. Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством."
Константин доверяет слепому Мальцеву управление поездом, потому что знает его талант. Поэтому на спокойных участках он убирает свои руки с пульта и позволяет слепому одному управлять поездом:
"На спокойных участках я вовсе отходил от Мальцева и смотрел вперед со стороны помощника."
Внезапно, уже на обратном пути в депо, Мальцев начинает видеть желтый свет светофора, а потом и все остальное вокруг. Судя по всему, эта поездка вызывает у Мальцева такие сильные эмоции, что его слепота проходит. Несчастный Мальцев плачет от счастья. Константин искренне радуется за него:
"Но на последнем перегоне нам светил навстречу желтый светофор." 
"— Я вижу желтый свет, — сказал он и повел рукоятку тормоза на себя. 
— А может быть, ты опять только воображаешь, что видишь свет! — сказал я Мальцеву. 
Он повернул ко мне свое лицо и заплакал. Я подошел к нему и поцеловал его в ответ: 
— Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет! 
Он довел машину до Толубеева без моей помощи."
Таким образом, именно добрый, небезразличный Константин помогает Мальцеву исцелиться от слепоты. Если бы Костя относился к Мальцеву так же равнодушно, как тот к нему, то слепой машинист вряд ли бы оказался в кабине паровоза за пультом управления и был бы обречен умереть слепым.

Именно Константин берет на себя эту ответственность и риски: посадить пусть и талантливого, но слепого машиниста за пульт управления. Чутье подсказывает ему, что только так и никак иначе можно помочь Мальцеву прозреть. И Костя оказывается прав.

После чудесного прозрения Константин и Мальцев, судя по всему, становятся друзьями. Константин переживает за Мальцева, как за родного сына, потому что боится, что тот снова может ослепнуть. Он уже убедился, что зрение талантливого Мальцева очень чувствительно к разным потрясениям, хорошим и плохим:
"После работы я пошел вместе с Мальцевым к нему на квартиру, и мы вместе с ним просидели весь вечер и всю ночь. 
Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира."



Это была цитатная характеристика Константина (Кости) в рассказе "В прекрасном и яростном мире" Андрея Платонова, образ, описание героя в цитатах.
  
Смотрите: