Портрет мужчины. Художник Франсиско Себастьян
Портрет мужчины.
Художник
Франсиско Себастьян
Машинист Мальцев является главным героем рассказа "В прекрасном и яростном мире" Андрея Платонова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Мальцева в рассказе «В прекрасном и яростном мире» А. Платонова, образ в цитатах, описание личности и характера Мальцева.     
 
Смотрите: 
Все материалы по рассказу "В прекрасном и яростном мире" 





Мальцев в рассказе "В прекрасном и яростном мире" Платонова


Александр Васильевич Мальцев считается лучшим машинистом паровозов в своем железнодорожном депо – Толубеевском депо:
"В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев."
Возраст Мальцева – около 30 лет:
"Ему было лет тридцать..."
О внешности героя известно мало. Автор упоминает несколько слов о его лице:
"...свое страстное, чуткое лицо..."
Мальцев женат. У него и его супруги, к сожалению, нет детей:
"У ворот дома, где жил Мальцев, действительно стояла в ожидании женщина, жена Александра Васильевича, и ее открытые черные волосы блестели на солнце."
В свои 30 лет Мальцев уже имеет квалификацию машиниста первого класса и давно водит скорые поезда:
"...он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда." 
"Бывший механик первого класса грустно задумался..."
Когда в депо поступает новая модель паровоза, именно Мальцеву поручают работать на этой новинке:
"Когда в наше депо прибыл первый мощный пассажирский паровоз серии «ИС», то на эту машину назначили работать Мальцева, что было вполне разумно и правильно."
В рассказе Мальцев называется как "машинистом", так и "механиком". В обоих случаях речь идет о человеке, который лично управляет паровозом:
"...однако механик по-прежнему относился ко мне..." 
"...в бригаде первоклассного механика..."




В бригаде Мальцева, помимо него, работают еще два человека. Первый – это помощник механика Константин, он же рассказчик. Второй человек – это кочегар:
"...а я был, вместо Драбанова, определен работать в бригаду Мальцева помощником; до того я тоже работал помощником механика, но только на старой, маломощной машине." 
"Около года я работал помощником у Мальцева, с августа по июль..."
Когда Мальцеву назначают нового помощника – Константина (рассказчика), тот спокойно и равнодушно принимает его в свою бригаду. Вообще Мальцев с отчуждением относится к обоим своим коллегам – к помощнику механика (рассказчику) и к смазчику-кочегару:
"Александр Васильевич принял мое назначение в его бригаду спокойно и равнодушно; ему было, видимо, все равно, кто у него будет состоять в помощниках." 
"...однако механик по-прежнему относился ко мне, равно и к смазчику-кочегару, отчужденно..." 
"Позже я понял... причину его постоянного равнодушия к нам." 
"...и он ко мне всегда относился без внимания и заботы."
Мальцев является первоклассным механиком. Работать с ним – это честь для любого менее опытного коллеги. Рассказчик очень рад, что ему выпала возможность перенять у него опыт:
"Кроме того, я желал поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения тяжелых скоростных поездов."
Мальцев является талантливым машинистом. Он ведет свой поезд, как "великий мастер", "совершенный мастер машины", как "артист" своего особого искусства. Он замечает все детали на пути следования:
"Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним. Глаза Александра Васильевича глядели вперед отвлеченно, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, — даже воробей, сметенный с балластного откоса ветром вонзающейся в пространство машины, даже этот воробей привлекал взор Мальцева..." 
"Прежний, совершенный мастер машины..."
Талантливый Мальцев является избранным, возвышенным человеком, по мнению рассказчика:
"...эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей."
Ощущать паровоз под своим управлением – это настоящее блаженство для Мальцева:
"...этого человека, для которого ощущение машины было блаженством."
Он всегда приводит свои поезда без опозданий. Кроме того, он часто идет с "нагоном времени", то есть приводит поезд раньше графика:
"По нашей вине мы никогда не опаздывали; напротив, часто нас задерживали на промежуточных станциях, которые мы должны проследовать с ходу, потому что мы шли с нагоном времени и нас посредством задержек обратно вводили в график."
Обычно Мальцев работает молча со своими помощниками. Если он хочет что-то донести, то говорит это жестами, например, стучит по котлу и т.д.:
"Обычно мы работали молча; лишь изредка Александр Васильевич, не оборачиваясь в мою сторону, стучал ключом по котлу, желая, чтобы я обратил свое внимание на какой-нибудь непорядок в режиме работы машины, или подготавливая меня к резкому изменению этого режима, чтобы я был бдителен." 
"Странно, что Александр Васильевич не постучал мне ключом в этот момент, чтобы указать на такой непорядок."
Перед каждым рейсом Мальцев следит за тем, как его помощник готовит паровоз, а потом сам проверяет его состояние. Это недоверие сначала обижает помощника:
"Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно он не доверял мне. 
Так повторялось и впоследствии, и я уже привык к тому, что Александр Васильевич постоянно вмешивался в мои обязанности, хотя и огорчался молчаливо."
Со временем Константину становится ясно, почему Мальцев все проверяет сам. Дело в том, что талантливому машинисту скучно и грустно с его подчиненными, которые хотя и работают усердно, но не чувствуют паровоз так, как он. В итоге, Мальцев страдает от своего таланта как от одиночества:
"Я... работал с полным усердием, однако механик... постоянно проверял на стоянках пресс-масленки, затяжку болтов в дышловых узлах, опробовал буксы на ведущих осях и прочее. Если я только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова ее осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной. 
— Я, Александр Васильевич, этот крейцкопф уже проверил, — сказал я ему однажды, когда он стал проверять эту деталь после меня. 
— А я сам хочу,—улыбнувшись, ответил Мальцев, и в улыбке его была грусть, поразившая меня. 
Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины. Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, — лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли."
Мальцев считает, что лучше него нельзя водить паровоз:
"Мальцев... не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, — лучше, он думал, было нельзя."
Однажды 5 июля Мальцев берет пассажирский состав, который опаздывает на 4 часа. Герой обещает диспетчеру нагнать время. Этот рейс становится для Мальцева роковым:
"...5 июля Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда..." 
"Мы взяли состав в восемьдесят пассажирских осей, опоздавший до нас в пути на четыре часа. Диспетчер вышел к паровозу и специально попросил Александра Васильевича сократить, сколь возможно, опоздание поезда, свести это опоздание хотя бы к трем часам, иначе ему трудно будет выдать порожняк на соседнюю дорогу. Мальцев пообещал ему нагнать время, и мы тронулись вперед."
В пути Мальцев внезапно слепнет от молнии, которая вспыхивает перед паровозом. Однако герой не сразу понимает, что ослеп. Некоторое время он продолжает вести состав:
"Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта." 
"Вдруг крупная капля ударила по ветровому стеклу — и сразу высохла, испитая жарким ветром. Затем мгновенный синий свет вспыхнул у моих ресниц и проник в меня до самого содрогнувшегося сердца; я схватился за кран инжектора, но боль в сердце уже отошла от меня, и я сразу поглядел в сторону Мальцева — он смотрел вперед и вел машину, не изменившись в лице." 
" — Какая молния? — спросил он громко. 
— Сейчас была, — произнес кочегар. 
—Я не видел, — сказал Мальцев и снова обратился лицом наружу. 
— Не видел! — удивился кочегар. — Я думал — котел взорвался, во как засветило, а он не видел."
Из-за своей внезапной слепоты Мальцев не видит красных и желтых сигналов на пути, что чуть не приводит к катастрофе. Его помощник Константин видит какой-то объект на путях и решает экстренно тормозить поезд. В итоге поезд чудом тормозит в 10 метрах от паровоза, стоящего на этих же путях:
"Мы остановились. Я закачал инжектором воду в котел и выглянул наружу. Впереди нас, метрах в десяти, стоял на нашей линии паровоз, тендером в нашу сторону. На тендере находился человек; в руках у него была длинная кочерга, раскаленная на конце до красного цвета: ею и махал он, желая остановить курьерский поезд. Паровоз этот был толкачом товарного состава, остановившегося на перегоне. 
Значит, пока я налаживал турбодинамо и не глядел вперед, мы прошли желтый светофор, а затем и красный и, вероятно, не один предупреждающий сигнал путевых обходчиков. Но отчего эти сигналы не заметил Мальцев?"
После экстренного торможения Мальцев признается Константину, что он ослеп. Дальше состав ведет Константин:
"— Костя... Дальше ты поведешь машину, я ослеп." 
"— Нельзя, — ответил я. — Вы, Александр Васильевич, слепой человек."
После случившегося Мальцев находится в глубокой печали из-за своей слепоты:
"Доложив начальнику депо о происшествии, я повел Мальцева под руку к месту его жительства; сам Мальцев был в тяжком удручении и не пошел к начальнику депо."
Мальцева отдают под суд за "халатность", так как он, будучи слепым, продолжал вести поезд:
"Мальцева отдали под суд, и началось следствие. Меня вызвал следователь и спросил, что я думаю о происшествии с курьерским поездом. Я ответил, что думал, — что Мальцев не виноват." 
"— ...Он ослеп мгновенно — от удара электромагнитной волны, которая идет впереди света молнии. Свет молнии есть последствие разряда, а ни причина молнии. Мальцев был уже слепой, когда молния засветилась, а слепой не мог увидеть света." (рассказчик)
Вскоре после этого случая к Мальцеву возвращается зрение:
"— Интересно, — улыбнулся следователь. — Я бы прекратил дело Мальцева, если бы он и сейчас был слепым. Но вы же знаете, теперь он видит так же, как мы с вами."
Следователь подозревает, что Мальцев врет про временную слепоту, чтобы уйти от наказания. Он не понимает, почему ослепший герой не передал управление помощнику:
"— Вот видите, — говорил следователь. — Взрослый сознательный человек управляет паровозом курьерского поезда, везет на верную гибель сотни людей, случайно избегает катастрофы, а потом оправдывается тем, что он был слеп. Что это такое?"

Мальцев объясняет следователю и Константину, что он сам не сразу понял, что ослеп, поэтому продолжал вести поезд. Все, что он видел после ослепления, он видел в своем воображении, а не своими глазами. Следователю такое объяснение кажется странным:

"— Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своем уме, в воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал... Я и в петарды не поверил, хотя и услышал их: я подумал, что ослышался. А когда ты дал гудки остановки и закричал мне, я видел впереди зеленый сигнал, я сразу не догадался." 
"...после того, как он ослеп, он еще долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность." 
"— «Это, говорит, ваше воображение было; может, вы и сейчас воображаете что-нибудь, я не знаю. Мне, говорит, нужно установить факты, а не ваше воображение или мнительность. Ваше воображение — было оно или нет — я проверить не могу, оно было лишь у вас в голове; это ваши слова, а крушение, которое чуть-чуть не произошло, — это действие»." (ответ следователя)
В итоге Мальцева отправляют в тюрьму. Теперь у него снова есть зрение, но его репутация разрушена, ведь его посадили за халатность, которую он не допускал:
"— В тюрьме сидеть будешь, — сообщил я ему."
Пока Мальцев сидит в тюрьме, его помощник Константин узнает от брата об установке Тесла с искусственной молнией. Он просит следователя проверить Мальцева на этой установке, чтобы доказать, что у Мальцева есть повышенная чувствительность к электрическим разрядам (в том числе молниям):
"Мальцева посадили в тюрьму. Я по-прежнему ездил помощником, но только уже с другим машинистом... Это была не работа: я скучал по Мальцеву. 
Зимою я был в областном городе и посетил своего брата, студента, жившего в университетском общежитии. Брат сказал мне среди беседы, что у них, в университете, есть в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии." 
"Я написал письмо следователю, ведшему в свое время дело Мальцева, с просьбой испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов. В случае, если будет доказана подверженность психики Мальцева либо его зрительных органов действию близких внезапных электрических разрядов, то дело Мальцева надо пересмотреть."
Эксперимент показывает, что психика Мальцева действительно особо чувствительна к электрическим разрядам. Мальцева освобождают из тюрьмы как невиновного, но от этого эксперимента он снова слепнет. На этот раз слепота оказывается не временной, а постоянной:
"— Нет. Мы освободим Мальцева. Приказ уже дан..." 
"— А мы вас благодарить не будем. Вы дали плохой совет: Мальцев опять слепой..." 
"— Эксперты без предупреждения, в темноте, провели Мальцева под установкой Тесла, — говорил мне следователь. — Включен был ток, произошла молния, и раздался резкий удар. Мальцев прошел спокойно, но теперь он снова не видит света — это установлено объективным путем, судебно-медицинской экспертизой. 
Следователь попил воды и добавил: 
— Сейчас он опять видит мир только в одном своем воображении..."
Таким образом, несчастный Мальцев получает назад свою свободу и честное имя, теряет зрение:
"— Вы не виноваты, вы ничем не рисковали, — утешил я следователя. — Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?"
Хотя Мальцев всегда относился к Константину без внимания и заботы, но Константин все же сочувствует ему в его горе и хочет помочь ему:
"Я ушел. Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы. Но я хотел защитить его от горя судьбы..."
После этого несчастный Мальцев почти всегда сидит на скамейке на станции, слушает звуки паровозов, дышит техническими запахами и т.д.:
"И почти всегда, когда я подавал паровоз под состав, стоявший у станционной платформы, я видел Мальцева, сидевшего на крашеной скамейке. Облокотившись рукою на трость, поставленную между ног, он обращал в сторону паровоза свое страстное, чуткое лицо с опустевшими слепыми глазами, и жадно дышал запахом гари и смазочного масла и внимательно слушал ритмичную работу паровоздушного насоса. Утешить его мне было нечем, и я уезжал, а он оставался."
Из-за своего горя Мальцев стареет и сильно худеет:
"Он осунулся и постарел за последнее время; жил он в достатке — ему определили пенсию, жена его работала, детей у них не было, но тоска, безжизненная участь съедали Александра Васильевича, и тело его худело от постоянного горя. Я с ним иногда разговаривал, но видел, что ему скучно было беседовать о пустяках и довольствоваться моим любезным утешением, что и слепой — это тоже вполне полноправный, полноценный человек."
Однажды Константин, который сам теперь работает машинистом, берет Мальцева с собой на паровоз "на прогулку", чтобы порадовать несчастного товарища:
"— Завтра в десять тридцать я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину. 
Мальцев согласился. 
— Ладно. Я буду смирным. Дай мне там в руки что-нибудь, — дай реверс подержать: я крутить его не буду. 
— Крутить его ты не будешь! — подтвердил я. — Если покрутишь, я тебе дам в руки кусок угля и больше сроду не возьму на паровоз. 
Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паровозе, что смирился передо мной."
Константин садит Мальцева на место машиниста и разрешает ему держать руки на реверсе и тормозном автомате. Слепой наслаждается движением паровоза и забывает свое горе. Эта поездка вызывает у Мальцева радость и блаженство, которых он был лишен целый год:
"Когда мы тронулись вперед, я посадил Александра Васильевича на свое место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки. Я водил своими руками, как надо, и его руки тоже работали. Мальцев сидел молчаливо и слушался меня, наслаждаясь движением машины, ветром в лицо и работой. Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством."
Вдруг на обратном пути Мальцев начинает прозревать, к нему возвращается зрение. Сначала он говорит, что видит желтый сигнал светофора, а после этого, судя по всему, он начинает видеть все вокруг. После этого Мальцев сам успешно доводит поезд до конца маршрута. Мальцев счастлив, что произошло такое чудесное излечение, которого он и не ждал:
"— Я вижу желтый свет, — сказал он и повел рукоятку тормоза на себя." 
"Он довел машину до Толубеева без моей помощи."
Можно предположить, что после этого Мальцев возвращается на свою любимую работу в качестве машиниста. Судя по всему, Мальцев и Константин становятся друзьями.


Это была цитатная характеристика машиниста Мальцева в рассказе «В прекрасном и яростном мире» Андрея Платонова, образ героя в цитатах, описание личности и характера Мальцева.