Татарин. Актер О. Табаков. Спектакль "На дне" 1972 г.
Татарин.
Актер О. Табаков.
Спектакль "На дне" 1972 г.
Татарин является одним из второстепенных персонажей пьесы "На дне" Максима Горького.

В этой статье представлена характеристика Татарина в пьесе "На дне", образ, описание героя в цитатах.

Данный персонаж впервые появляется на сцене во 2-ом акте пьесы.
  
Смотрите: Все материалы по пьесе "На дне"




Татарин в пьесе "На дне" Горького


Татарин является одним из обитателей ночлежки, которую держит Костылев и его жена Василиса.

Настоящее имя Татарина — Асан, Асанка:
"Брось, Асан!"  
"Идем, Асанка!" (слова Кривого Зоба) 
"Ты, Асан, отвяжись..." (слова Сатина)  
Татарин не очень хорошо говорит по-русски:

"Мешай карта!" 
"Кувшин ходил за вода, разбивал себя... и я тоже!" 
"А! Карта рукав совал!" 

По профессии Татарин является крючником, то есть грузчиком. Той же работой занимается и Кривой Зоб, его сосед по ночлежке.

Татарин и Кривой Зоб являются товарищами, они вместе пьют чай в ночлежке. Вероятно, они вместе работают:
"Идем чай пить лучше..." (Кривой Зоб  Татарину) 
"Татарин грозит Барону кулаком и выходит вслед за товарищем." (о Татарине и Кривом Зобе)  
Соседи по ночлежке называют Татарина князем. Вероятно, герой происходит из какого-то татарского княжеского рода: 
"Проиграл два двугривенных, а шум делаешь на трешницу... еще князь!" (Барон) 
"Какой закон, князь?" (Барон) 
"А князь верно говорит..." (Клещ) 
"Татарин! (Пауза.) Князь!" (Актер)  
"Ну, ничего, князь!" (Сатин) 
"Князь! Что — рука?" (Бубнов)  




На досуге Татарин играет в карты соседями по ночлежке:
"На нарах около печи Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты."
Татарин знает, что Сатин и Барон являются шулерами (карточными мошенниками), но все равно играет с ними и, вероятно, каждый раз ругается из-за их нечестной игры:
"Татарин (Сатину). Мешай карта! Хорошо мешай! Знаем мы, какой-такой ты..." 
"Татарин (грозя Сатину кулаком). Зачем карта прятать хочешь? Я вижу... э, ты! 
Кривой Зоб. Брось, Асан! Всё равно — они нас объегорят..."
Татарин считает, что играть в карты надо честно и жить надо честно:
"Татарин (горячо). Надо играть честна!" 
"Татарин. А мне какое дело! Надо честно жить!"
Из-за его борьбы за честность все в ночлежке смеются над ним, а его товарищ Кривой Зоб называет его чудаком:
"(Татарин плюет, озлобленный. Все хохочут над ним.)

Кривой Зоб (благодушно). Чудак ты, Асан! Ты — пойми! Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут..."
Когда умирает Анна, соседка по ночлежке, Татарин в довольно грубой форме требует, чтобы покойницу скорее вынесли, потому что в ночлежке должны "спать живые люди", а не "мертвые":
"Кривой Зоб. Слышали... царство небесное, коли померла... 
Татарин (Клещу). Надо вон тащить! Сени надо тащить! Здесь — мертвый — нельзя, здесь — живой спать будет..." 
По мнению Наташи, Татарин и другие обитатели ночлежки являются безжалостными людьми, так как никто не способен пожалеть покойную Анну. Лука объясняет это тем, что Татарин и его соседи по ночлежке не могут пожалеть даже самих себя, поэтому не жалеют и других:
"Наташа. Господи! Хоть бы пожалели... хоть бы кто слово сказал какое-нибудь! Эх вы... 
Лука. Ты, девушка, не обижайся... ничего! Где им... куда нам — мертвых жалеть? Э, милая! Живых — не жалеем... сами себя пожалеть-то не можем... где тут!"
Татарин является законопослушным гражданином. Он считает, что в связи со смертью Анны нужно срочно позвать полицию: 
"Татарин (отходя). Полицию надо...

Кривой Зоб. Полицию — это обязательно!"
Татарин возмущается, когда соседи по ночлежке не дают ему спать. Он считает, что нельзя платить деньги за место, где невозможно спать. Он идет жаловаться хозяину:
"Татарин (вскакивая). Где хозяин? Хозяину иду! Нельзя спать — нельзя деньги брать... Мертвые... пьяные... (Быстро уходит. Сатин свистит вслед ему.)"
По ходу пьесы, в 3-ему акте, Татарин появляется с перевязанной рукой. Непонятно, как он получает травму руки. Вероятно, это случается на работе:
"...выбегает. Правая рука у него на перевязи...
В 4-ом акте Татарин все еще мучается от боли в руке:
"В углу, где была комната Пепла, лежит Татарин, возится и стонет изредка."  
"...садится на нарах и качает свою больную руку, как ребенка..." 
Татарину не нравится жестокость Василисы по отношению к ее сестре Наташе:
"Какой-такой закон есть — днем убивать?" (Татарин о Василисе, которая избивает Наташу)  
Татарин также напоминает полицейскому Медведеву о его прямых обязанностях  защищать слабых, то есть защищать Наташу от побоев ее сестры Василисы:
"Кривой Зоб (за ним Медведев). Эх, и дал я ему разочек! 
Медведев. Ты — как можешь драться?

Татарин. А ты? Твоя какая обязанность?

Медведев (гонится за крючником). Стой! Отдай свисток..."
Татарин не любит обвинять людей в том, чего он сам не видел. Даже когда эти люди уже имеют плохую репутацию. Так, все в ночлежке знают, что злая Василиса способна облить свою сестру Наташу кипятком, но Татарин считает, что нельзя обвинять Василису, ведь это могла быть случайность. Очевидно Татарина хочет быть справедливым и не обвинять людей без доказательств, но в этой ситуации он слишком наивен и доверчив: 
"Квашня. Гляди-ко, звери какие! Кипятком ноги девке сварили... 
Настя. Самовар опрокинули... 
Татарин. Может — нечаянно... надо — верно знать... нельзя зря говорить..."
Татарин считает хорошими людьми тех, кто не обижает других. Поэтому ему нравится старик Лука, который на некоторое время останавливается в ночлежке:
"Татарин. Старик хорош был... закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал!.. 
Барон. Какой закон, князь?.. 
Татарин. Не обижай человека — вот закон!.. 
По религиозным убеждениям Татарин является мусульманином, он чтит Коран:
"Коран называет... ваш Коран должна быть закон... Душа — должен быть Коран... да!" 
"Магомет дал Коран, сказал: «Вот — закон! Делай, как написано тут!» Потом придет время — Коран будет мало... время даст свой закон, новый... Всякое время дает свой закон..." 
"...Татарин расстилает что-то на нарах, становится на колени и — молится."
По мнению Татарина, всякое время дает свой закон, то есть диктует новые правила жизни: 
"...время даст свой закон, новый... Всякое время дает свой закон..."
Когда соседка по ночлежке Настя в отчаянии бьет чашку об пол, Татарин называет ее "болванкой" вместо того, чтобы пожалеть ее:
"Настя. Кабы Я... могла! я бы вас (берет со стола чашку и бросает на пол) — Вот как! 
Татарин. Зачем посуда бить? Э-э... болванка!.."
По мнению Татарина, русские женщины — более дерзкие и вольные, чем татарки, которые "знают закон":
"Татарин. У-у! Злой баба — русский баба! Дерзкий... вольна! Татарка — нет! Татарка — закон знает! 
Клещ. Трепку ей надо дать..."
Настя считает всех мужчин в ночлежке "волками" за их грубость и жестокость. Судя по всему, она имеет в виду и Татарина:
"Волки! (Убегает.) Чтоб вам издохнуть! Волки!"
В конце пьесы Татарин опять возмущается из-за того, что соседи собираются ночью петь песни: 
"Татарин. Ночь — спать надо! Песня петь днем надо! 
Сатин. Ну, ничего, князь! Ты — иди сюда! 
Татарин. Как — ничего? Шум будет... когда песня поют, шум бывает..."
В конце пьесы Татарин еще надеется, что состояние руки улучшиться и ее удастся сохранить. Его приятель Кривой Зоб, видимо, подозревает, что тот может остаться без руки и предлагает ему пить водку:
"Бубнов (идя к нему). Князь! Что — рука? Отрезали тебе руку?

Татарин. Зачем? Погодим... может — не надо резать... Рука — не железный, резать — недолго...

Кривой Зоб. Яман твое дело, Асанка! Без руки ты — никуда не годишься! Наш брат по рукам да по спине ценится... Нет руки — и человека нет! Табак твое дело!.. Иди водку пить... больше никаких!"

В итоге Татарин соглашается пить с соседями. Он говорит, что готов "пить и гулять". Однако эту вечеринку прерывает новость о том, что их сосед Актер совершил сaмoубийcтво. На этом пьеса заканчивается: 

"Татарин (улыбаясь). Ну, шайтан Бубна... подноси вина! Пить будим, гулять будим, смерть пришол — помирать будим! 
Бубнов. Наливай ему, Сатин! Зоб, садись! Эх, братцы!"
О дальнейшей судьбе героя ничего не известно. 



Это была цитатная характеристика Татарина в пьесе "На дне" М. Горького, образ, описание героя в цитатах.
  
Смотрите: Все материалы по пьесе "На дне"