Возы с сеном. Художник Д.-А. Аткинсон (1803-1804 гг.)
Возы с сеном.
Художник Д.-А. Аткинсон
(1803-1804 гг.)
Крестьянин Агап Петров является второстепенным, эпизодическим персонажем поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Агапа Петрова в поэме "Кому на Руси жить хорошо", описание героя в цитатах.
  
Смотрите: 
Все материалы по поэме "Кому на Руси жить хорошо"





Агап Петров в поэме "Кому на Руси жить хорошо"


Крестьянин Агап Петров живет в деревне Большие Вахлаки на Волге, которая принадлежит князю Утятину ("Последышу"). Когда главные герои попадают в эту деревню, староста дядя Влас рассказывает им о своем покойном односельчанине Агапе Петрове.

Из рассказа дяди Власа читатель узнаёт, что после отмены крепостного права в 1861 г. Агап, как и все крестьяне, получает свободу и перестает принадлежать барину Утятину. Однако князь Утятин не принимает новые порядки и злится настолько, что с ним случается удар (инсульт).

Семья князя просит крестьян на время притвориться его крепостными, чтобы старик спокойно умер. За это семья князя обещает отдать им луга. Крестьяне соглашаются играть этот спектакль. Однако эта идея очень не нравится крестьянину Агапу Петрову. 

Агап является грубым, непокладистым человеком:
"Был грубый, непокладистый 
У нас мужик Агап Петров..."
Он особенный, непокорный ("непоклончивый") человек, не как большинство крестьян:
"Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива..." 




Агапу не нравится, что его односельчане по собственному желанию решили притворяться крепостными ("лезут в хомут с охотой"), когда им наконец дали долгожданную свободу. Он осуждает, корит их за это. И все же им удается задобрить Агапа с помощью выпивки, которую он очень любит. В итоге Агап соглашается терпеть эту игру в крепостных: 
"Он много нас корил:

«Ай мужики! Царь сжалился,

Так вы в хомут охотою...
Бог с ними, с сенокосами!

Знать не хочу господ!..»
Тем только успокоили,

Что штоф вина поставили

(Винцо-то он любил)."
Какое-то время все идет хорошо, но однажды Агап и князь Утятин встречаются на дороге. Агап везет бревна, который он срубил в лесу князя:
"Да черт его со временем

Нанес-таки на барина:

Везет Агап бревно

(Вишь, мало ночи глупому,

Так воровать отправился

Лес — среди бела дня!) (...)
 
Aгaп молчит: бревешко-то 
Из лесу из господского, 
Так что тут говорить!"

Судя по всему, на самом деле Агап ни в чем не виноват и не украл лес у князя: 

"Забыли вы 
Aгaпa неповинного?" 

Князь Утятин ругает Агапа. Вдруг голодный и уставший крестьянин теряет терпение. Вместо того чтобы играть роль крепостного, он вдруг смеется над князем и обзывает его шутом гороховым: 

"Aгaп раненько выехал, 
Без завтрака: крестьянина 
Тошнило уж и так, 
А тут еще речь барская, 
Как муха неотвязная, 
Жужжит под ухо самое... 
Захохотал Агап! 
«Ах шут ты, шут гороховый! 
Нишкни!» — да и пошел!"

Агап высказывает князю все, что думает о нем и о его предках, таких же рабовладельцах: 

"Досталось тут Последышу 
За дедов и за прадедов, 
Не только за себя.

Родные ("сродники") князя просят Агапа остановиться, но тот продолжает свою речь, не стесняясь в выражениях: 

"Опешили и сродники, 
Бабенки было бросились 
К Агапу с уговорами, 
Так он вскричал: «Убью!.. 
Что брага, раскуражились 
Подонки из поганого 
Корыта... Цыц! Нишкни!"

Агап заявляет князю Утятину, что крепостное право закончилось и что старик не имеет права начальствовать над крестьянами. Крестьяне завтра же могут прекратить этот спектакль и дать князю пинка:  

"Крестьянских душ владение 
Покончено. Последыш ты! 
Последыш ты! По милости 
Мужицкой нашей глупости 
Сегодня ты начальствуешь, 
А завтра мы Последышу 
Пинка — и кончен бал!"  

Дерзкая и правдивая речь Агапа настолько потрясает старика Утятина, что он падает в обморок: 

"«Ты — бунтовщик!» — с хрипотою 
Сказал старик; затрясся весь 
И полумертвый пал!"

Придя в себя, князь требует наказать бунтовщика за столь дерзкое поведение. На самом деле после отмены крепостного права князь больше не имеет права наказывать кого-либо физически. Однако спектакль, в который втянута вся деревня, подразумевает, что барин имеет это право: 

"Приказ: пред всею вотчиной, 
В присутствии помещика, 
За дерзость беспримерную 
Aгaпa наказать."
В итоге исполняющий роль старосты (бурмистра) Клим решает напоить Агапа, очевидно, зная его любовь к выпивке. Затем Клим приводит пьяного Агапа к барину, и тот отчитывает "провинившегося". Все проходит гладко, видимо, потому что Агап, будучи очень пьяным, оказывается не в состоянии ругаться на князя. Отчитав крестьянина, князь остается доволен:
"Пошел бурмистр орудовать! 
 Агапом пил до вечера, 
Обнявшись, до полуночи 
Деревней с ним гулял, 
Потом опять с полуночи 
Поил его — и пьяного
Привел на барский двор.

Всё обошлось любехонько:

Не мог с крылечка сдвинуться

Последыш — так расстроился...

Ну, Климке и лафа!
Затем Клим приводит пьяного Агапа в конюшню якобы для самой процедуры наказания. На самом деле в конюшне Клим продолжает спаивать Агапа и предлагает ему просто кричать, как как будто его действительно порют розгами. Агап начинает кричать, вопить, как будто его бьют, хотя на самом деле его никто не трогает и пальцем. Этот спектакль делается для князя:
"В конюшню плут преступника 
Привел, перед крестьянином 
Поставил штоф вина: 
«Пей да кричи: помилуйте! 
Ой батюшки! ой матушки!» 
Послушался Агап, 
Чу, вопит!"  
Тем временем князь Утятин с удовольствием слушает, как Агап "страдает" под розгами и требует пороть его сильнее:
"Словно музыку,

Последыш стоны слушает;

Чуть мы не рассмеялися,

Как стал он приговаривать:

«Ка-тай его, раз-бой-ника,

Бун-тов-щи-ка... Ка-тай!»

Ни дать ни взять под розгами

Кричал Агап, дурачился,

Пока не допил штоф..."

Вскоре крестьяне выносят из конюшни совершенно пьяного Агапа. Князь Утятин верит, что Агап так сильно избит розгами, что даже не может идти:

"Как из конюшни вынесли

Его мертвецки пьяного

Четыре мужика,

Так барин даже сжалился:

«Сам виноват, Агапушка!» —

Он ласково сказал..."
К сожалению, в тот же вечер Агапу становится плохо, а ночью он умирает:
"Уж нет Агапушки...— 
«Как! умер?»

— Да, почтенные:

Почти что в тот же день!

Он к вечеру разохался,

К полуночи попа просил,

К белу свету преставился.

Зарыли и поставили

Животворящий крест..."
По словам дяди Власа, в смерти Агапа больше всех виноват именно Клим, который страшно напоил его:  
"...Не будь такой оказии, 
Не умер бы Агап!" 
"...А пуще Клим бессовестный 
Сгубил его, анафема, 
Винищем!.."
Однако виновником в гибели Агапа также являются и все остальные участники этого спектакля: сам князь Утятин и его семья, а также все крестьяне Больших Вахлаков. Таким образом, безобидная на первый взгляд игра в крепостное право приводит к трагедии – гибели бедного Агапа Петрова:

"Шутили мы, дурачились,  
Да вдруг и дошутилися  
До сущей до беды..." 


Такова цитатная характеристика Агапа Петрова в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова, описание героя в цитатах.

Смотрите: