Русская деревня. Художник Д.-А. Аткинсон. 1803-1804 гг.
Русская деревня.
Художник Д.-А. Аткинсон.
1803-1804 гг.
Дядя Влас является второстепенным персонажем поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова.

В этой статье представлена цитатная характеристика дяди Власа в поэме "Кому на Руси жить хорошо", описание персонажа в цитатах.

Данный герой впервые упоминается в главе "Последыш", в которой идет речь о князе Утятине. Также дядя Влас участвует в главе "Пир на весь мир".

Смотрите: 
Все материалы по поэме "Кому на Руси жить хорошо"








Дядя Влас в поэме "Кому на Руси жить хорошо" 


Главные герои поэмы знакомятся с дядей Власом, когда оказываются на Волге в деревне Большие Вахлаки. Эта деревня принадлежит князю Утятину.

Крестьянин дядя Влас служит старостой (бурмистром) в своей деревне:
"Дела-то всё недавние, 
Я был в то время старостой..."
Полное имя героя – Влас Ильич:
"Эх, Влас Ильич! где враки-то?"
Его также называют Власушкой:
"Уважь! скажи нам, Власушка..." 
"...Бабенки звали Власушкой..."
О внешности героя известно, что это седой старик:
"...Седой мужик..."
Он является пожилым человеком, "дедушкой", "старинушкой":
"Пристали к Власу: «Дедушка!..." 
"Под стогом лег старинушка..."
При этом у него есть малолетний сын:
"Влас сыну-малолеточку 
Вскричал..."
Староста дядя Влас является кумом местного дьякона (священника) Трифона. Влас – крестный отец его сына Гриши Добросклонова:
"С дьячком приходским Трифоном,

Гулякой, кумом старосты..."
Влас ласково относится к своему крестному сыну Грише:
"А Влас его поглаживал:

«Дай бог тебе и серебра,

И золотца, дай умную,

Здоровую жену!»"
 
Судя по всему, дядя Влас дает Грише еду, чтобы тот не голодал. Отец Гриши (кум Власа) тем временем не заботится о питании сыновей:
"Как ни бедна вахлачина, 
Они в ней отъедалися, 
Спасибо Власу-крестному 
И прочим мужикам!" 
Дядя Влас любит выпить:
"...Еще стаканчик, дедушка!» 
Как выпил два стаканчика, 
Разговорился Влас..." 
"...Влас водку наливал..."
Влас – очень добрый старик. Он переживает за всю свою деревню Большие Вахлаки, за всю "вахлачину". Он совестливый человек. Он, являясь старостой, считает себя невольным участником тех жестокостей, которые совершал его бывший барин Утятин:
"Влас был душа добрейшая,

Болел за всю вахлачину —

Не за одну семью.

Служа при строгом барине,

Нес тяготу на совести

Невольного участника

Жестокостей его."
Влас давно не верит в лучшее и боится нового, так как все лучшее в его жизни заканчивалось или ничем, или плохо:
"Как молод был, ждал лучшего, 
Да вечно так случалося, 
Что лучшее кончалося 
Ничем или бедой.  
И стал бояться нового, 
Богатого посулами, 
Неверующий Влас."
"...Опять убитый, в лучшее 
Не верующий Влас."
Влас всегда выглядит угрюмым, так как за свою жизнь он пережил много обид и страданий:
"...Влас вечно был угрюм."

Дядя Влас слепо доверяет общественному мнению. Он считает, что, если весь мир что-то решил, значит, на это есть причины. В одном из эпизодов Влас и Клим Лавин бьют пьяного Егорку Шутова, потому что так им велели крестьяне из села Тисково. Сам Влас не знает, за что преследуют Егорку, но уверен, что на это есть причина, если так решил весь мир ("коли всем миром велено"). Такой подход нельзя назвать разумным и гуманным, но Влас считает это нормальным: 

"Вскочил детина, мутные 
Протер глаза, а Влас его 
Тем временем в скулу." 
"— Коли всем миром велено: 
«Бей»! — стало, есть за что! —

Прикрикнул Влас на странников." 
 

После отмены 1861 г. дядя Влас, как и остальные крестьяне деревни Большие Вахлаки, становится свободным, вольным, не крепостным человеком:

" — Нет, мы, по божьей милости, 
Теперь крестьяне вольные, 
У нас, как у людей, 
Порядки тоже новые..."
Однако их злобный барин, богатый князь Утятин, отказывается признавать отмену крепостного права. Князь волнуется настолько, что у него случается удар (инсульт). В итоге сыновья Утятина просят крестьян на время притвориться его крепостными, как будто рабство никто не отменял:
"Пристали к Власу: «Дедушка! 
Что за порядки чудные? 
Что за чудной старик?»"
За эту услугу сыновья князя обещают отдать крестьянам луга (земли):
"...Мы вам луга поемные 
По Волге подарим..."
Таким образом, бывшие крестьяне князя Утятина по сути разыгрывают спектакль, играя роль его крепостных:
"— Помещик наш: Утятин князь! — 
«Чего же он куражится? 
Теперь порядки новые, 
А он дурит по-старому..."
Участвуя в этом спектакле, дядя Влас и его односельчане "чудят", "шутят" и "дурачатся":
"Чудим и мы достаточно, 
А вы — и нас чудней!" (дядя Влас о себе) 
"Шутили мы, дурачились..."




По словам дяди Власа, на самом деле должность старосты (бурмистра) – это тяжелая работа. Староста должен отчитываться за все, что происходит в имении, и отвечать на бестолковые вопросы и исполнять дурацкие приказы барина:
"...Что ни случится — к барину 
Бурмистра! что ни вздумает, 
За мной пошлет! Как буду я 
На спросы бестолковые 
Ответствовать? дурацкие
Приказы исполнять?»"
За свою жизнь дядя Влас устал быть старостой у злого барина Утятина. Он не хочет быть шутом гороховым, то есть играть роль крепостного в этом спектакле:
"Да быть шутом гороховым, 
Признаться, не хотелося. 
И так я на веку, 
У притолоки стоючи, 
Помялся перед барином

Досыта!"
Власушка просит односельчан уволить его от этой должности. Судя по всему, крестьяне очень ценят его, поэтому не хотят увольнять. В итоге Влас остается официальным старостой, а для князя Утятина они выбирают ненастоящего, фальшивого старосту – крестьянина Клима Лавина. Клим с радостью играет свою роль старосты (бурмистра) и дурачит барина:
"«Коли мир 
(Сказал я, миру кланяясь) 
Дозволит покуражиться 
Уволенному барину 
В останные часы, 
Молчу и я — покорствую, 
А только что от должности 
Увольте вы меня!»

Чуть дело не разладилось.

Да Климка Лавин выручил:

«А вы бурмистром сделайте
 
Меня! Я удовольствую 
И старика, и вас."
Таким образом, дядя Влас продолжает быть настоящим старостой (бурмистром) и заниматься делами деревни. Клим тем временем просто играет роль старосты перед князем Утятиным. Все вокруг знают это, кроме самого князя:
"Подумавши, оставили 
Меня бурмистром; правлю я 
Делами и теперь. 
А перед старым барином 
Бурмистром Климку назвали, 
Пускай его! По барину 
Бурмистр! перед Последышем 
Последний человек!"
Дядя Влас недолюбливает Клима, но, когда случается трудное дело, он все же обращается к нему, чему Клим рад:
"...Орудуй живо, Клим!» 
(Влас Клима недолюбливал, 
А чуть делишко трудное,

Тотчас к нему: «Орудуй, Клим!»,

А Клим тому и рад.)"
Когда в имении что-то случается, семья князя Утятина бежит как к Власу (настоящему старосте), так и к Климу ("фальшивому" старосте):
"Забегали наследники 
И жены их — к Агапушке, 
И к Климу, и ко мне! 
«Спасите нас, голубчики! 
Спасите!»"
Наконец князь Утятин умирает. Это происходит в тот же день, когда главные герои, семеро мужиков, приходят в эту деревню. Узнав о смерти бывшего барина, вся деревня Большие Вахлаки дружно с облегчением вздыхает (конец главы "Последыш"):
"Никогда

Такого вздоха дружного,

Глубокого-глубокого

Не испускала бедная

Безграмотной губернии

Деревня Вахлаки..."

Вечером того же дня крестьяне, в том числе староста дядя Влас, отмечают это событие. Этот праздник, пир, описывается в начале главы "Пир на весь мир". Дядя Влас и его односельчане весело празднуют свое освобождение от князя Утятина и начало новой жизни:

"«Пей, вахлачки, погуливай!» 
Не в меру было весело..."

В ходе этого пира дядя Влас и его односельчане обсуждают, что им делать с лугами, которые они должны получить от семьи Утятина:

"И, выпив по стаканчику, 
Первей всего заспорили: 
Как им с лугами быть?"

В итоге крестьяне решают сдать свои луга старосте на подати, то есть использовать луга для уплаты налога (подати – это налоги, которые крестьяне обязаны платить после отмены крепостного права):

"И вахлаки надумали 
Свои луга поемные 
Сдать старосте — на подати: 
Всё взвешено, рассчитано, 
Как раз — оброк и подати, 
С залишком. «Так ли, Влас? 
А коли подать справлена, 
Я никому не здравствую!"

В этот праздничный вечер даже угрюмый Влас наконец улыбается. Он хочет верить, что теперь, избавившись от князя и получив его луга, они станут жить лучше:

"А тут — сплошал старинушка!

Дурачество вахлацкое

Коснулось и его!

Ему невольно думалось:

«Без барщины... без подати...

Без палки... Правда ль, господи?»,

И улыбнулся Влас."
К сожалению, после смерти князя Утятина его сыновья не выполняют свои обещания и не дают крестьянам обещанные луга. Крестьяне подают на них в суд:
"В день смерти князя старого 
Крестьяне не предвидели, 
Что не луга поемные, 
А тяжбу наживут." 

Дядя Влас выступает ходатаем (представителем) от всей деревни. Далее автор рассказывает о том, что спустя время дядя Влас даже едет в Питер из-за этой тяжбы, а потом поселяется в Москве, чтобы заниматься судами:

"Влас за крестьян ходатаем,

Живет в Москве... был в Питере...

А толку что-то нет!"

К сожалению, судебная тяжба идет до сих пор: 

"А за луга поемные 
Наследники с крестьянами 
Тягаются доднесь."


Такова цитатная характеристика старосты дяди Власа в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, описание героя в цитатах.