Русская деревня. Художник Д.-А. Аткинсон. 1803-1804 гг. |
В этой статье представлена цитатная характеристика дяди Власа в поэме "Кому на Руси жить хорошо", описание персонажа в цитатах.
Данный герой впервые упоминается в главе "Последыш", в которой идет речь о князе Утятине. Также дядя Влас участвует в главе "Пир на весь мир".
Дядя Влас в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
Главные герои поэмы знакомятся с дядей Власом, когда оказываются на Волге в деревне Большие Вахлаки. Эта деревня принадлежит князю Утятину.
"Дела-то всё недавние,
Я был в то время старостой..."
"Эх, Влас Ильич! где враки-то?"Его также называют Власушкой:
"Уважь! скажи нам, Власушка..."
"...Бабенки звали Власушкой..."О внешности героя известно, что это седой старик:
"...Седой мужик..."Он является пожилым человеком, "дедушкой", "старинушкой":
"Пристали к Власу: «Дедушка!..."
"Под стогом лег старинушка..."
"Влас сыну-малолеточку
Вскричал..."Староста дядя Влас является кумом местного дьякона (священника) Трифона. Влас – крестный отец его сына Гриши Добросклонова:
"С дьячком приходским Трифоном,Влас ласково относится к своему крестному сыну Грише:
Гулякой, кумом старосты..."
"А Влас его поглаживал:Судя по всему, дядя Влас дает Грише еду, чтобы тот не голодал. Отец Гриши (кум Власа) тем временем не заботится о питании сыновей:
«Дай бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену!»"
"Как ни бедна вахлачина,
Они в ней отъедалися,
Спасибо Власу-крестному
И прочим мужикам!"
"...Еще стаканчик, дедушка!»
Как выпил два стаканчика,
Разговорился Влас..."
"...Влас водку наливал..."Влас – очень добрый старик. Он переживает за всю свою деревню Большие Вахлаки, за всю "вахлачину". Он совестливый человек. Он, являясь старостой, считает себя невольным участником тех жестокостей, которые совершал его бывший барин Утятин:
"Влас был душа добрейшая,Влас давно не верит в лучшее и боится нового, так как все лучшее в его жизни заканчивалось или ничем, или плохо:
Болел за всю вахлачину —
Не за одну семью.
Служа при строгом барине,
Нес тяготу на совести
Невольного участника
Жестокостей его."
"Как молод был, ждал лучшего,
Да вечно так случалося,
Что лучшее кончалося
Ничем или бедой.
И стал бояться нового,
Богатого посулами,
Неверующий Влас."
"...Опять убитый, в лучшее
Не верующий Влас."Влас всегда выглядит угрюмым, так как за свою жизнь он пережил много обид и страданий:
"...Влас вечно был угрюм."
Дядя Влас слепо доверяет общественному мнению. Он считает, что, если весь мир что-то решил, значит, на это есть причины. В одном из эпизодов Влас и Клим Лавин бьют пьяного Егорку Шутова, потому что так им велели крестьяне из села Тисково. Сам Влас не знает, за что преследуют Егорку, но уверен, что на это есть причина, если так решил весь мир ("коли всем миром велено"). Такой подход нельзя назвать разумным и гуманным, но Влас считает это нормальным:
"Вскочил детина, мутные
Протер глаза, а Влас его
Тем временем в скулу."
"— Коли всем миром велено:
«Бей»! — стало, есть за что! —
Прикрикнул Влас на странников."
После отмены 1861 г. дядя Влас, как и остальные крестьяне деревни Большие Вахлаки, становится свободным, вольным, не крепостным человеком:
" — Нет, мы, по божьей милости,
Теперь крестьяне вольные,
У нас, как у людей,
Порядки тоже новые..."
"Пристали к Власу: «Дедушка!
Что за порядки чудные?
Что за чудной старик?»"
"...Мы вам луга поемные
По Волге подарим..."
"— Помещик наш: Утятин князь! —
«Чего же он куражится?
Теперь порядки новые,
А он дурит по-старому..."
"Чудим и мы достаточно,
А вы — и нас чудней!" (дядя Влас о себе)
"Шутили мы, дурачились..."
"...Что ни случится — к барину
Бурмистра! что ни вздумает,
За мной пошлет! Как буду я
На спросы бестолковые
Ответствовать? дурацкие
Приказы исполнять?»"За свою жизнь дядя Влас устал быть старостой у злого барина Утятина. Он не хочет быть шутом гороховым, то есть играть роль крепостного в этом спектакле:
"Да быть шутом гороховым,
Признаться, не хотелося.
И так я на веку,
У притолоки стоючи,
Помялся перед бариномВласушка просит односельчан уволить его от этой должности. Судя по всему, крестьяне очень ценят его, поэтому не хотят увольнять. В итоге Влас остается официальным старостой, а для князя Утятина они выбирают ненастоящего, фальшивого старосту – крестьянина Клима Лавина. Клим с радостью играет свою роль старосты (бурмистра) и дурачит барина:
Досыта!"
"«Коли мир
(Сказал я, миру кланяясь)
Дозволит покуражиться
Уволенному барину
В останные часы,
Молчу и я — покорствую,
А только что от должности
Увольте вы меня!»
Чуть дело не разладилось.
Да Климка Лавин выручил:
«А вы бурмистром сделайте
Меня! Я удовольствую
И старика, и вас."Таким образом, дядя Влас продолжает быть настоящим старостой (бурмистром) и заниматься делами деревни. Клим тем временем просто играет роль старосты перед князем Утятиным. Все вокруг знают это, кроме самого князя:
"Подумавши, оставили
Меня бурмистром; правлю я
Делами и теперь.
А перед старым барином
Бурмистром Климку назвали,
Пускай его! По барину
Бурмистр! перед Последышем
Последний человек!"
"...Орудуй живо, Клим!»
(Влас Клима недолюбливал,
А чуть делишко трудное,
Тотчас к нему: «Орудуй, Клим!»,
А Клим тому и рад.)"
"Забегали наследники
И жены их — к Агапушке,
И к Климу, и ко мне!
«Спасите нас, голубчики!
Спасите!»"
"Никогда
Такого вздоха дружного,
Глубокого-глубокого
Не испускала бедная
Безграмотной губернии
Деревня Вахлаки..."
Вечером того же дня крестьяне, в том числе староста дядя Влас, отмечают это событие. Этот праздник, пир, описывается в начале главы "Пир на весь мир". Дядя Влас и его односельчане весело празднуют свое освобождение от князя Утятина и начало новой жизни:
"«Пей, вахлачки, погуливай!»
Не в меру было весело..."
В ходе этого пира дядя Влас и его односельчане обсуждают, что им делать с лугами, которые они должны получить от семьи Утятина:
"И, выпив по стаканчику,
Первей всего заспорили:
Как им с лугами быть?"
В итоге крестьяне решают сдать свои луга старосте на подати, то есть использовать луга для уплаты налога (подати – это налоги, которые крестьяне обязаны платить после отмены крепостного права):
"И вахлаки надумали
Свои луга поемные
Сдать старосте — на подати:
Всё взвешено, рассчитано,
Как раз — оброк и подати,
С залишком. «Так ли, Влас?
А коли подать справлена,
Я никому не здравствую!"
В этот праздничный вечер даже угрюмый Влас наконец улыбается. Он хочет верить, что теперь, избавившись от князя и получив его луга, они станут жить лучше:
"А тут — сплошал старинушка!
Дурачество вахлацкое
Коснулось и его!
Ему невольно думалось:
«Без барщины... без подати...
Без палки... Правда ль, господи?»,
И улыбнулся Влас."
"В день смерти князя старого
Крестьяне не предвидели,
Что не луга поемные,
А тяжбу наживут."
Дядя Влас выступает ходатаем (представителем) от всей деревни. Далее автор рассказывает о том, что спустя время дядя Влас даже едет в Питер из-за этой тяжбы, а потом поселяется в Москве, чтобы заниматься судами:
"Влас за крестьян ходатаем,
Живет в Москве... был в Питере...
А толку что-то нет!"
К сожалению, судебная тяжба идет до сих пор:
"А за луга поемные
Наследники с крестьянами
Тягаются доднесь."
Такова цитатная характеристика старосты дяди Власа в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, описание героя в цитатах.
0 Комментарии