Ф. В. Ростопчин. Литография 1822 г.
Ф. В. Ростопчин.
Литография 1822 г.
Граф Растопчин является одним из второстепенных персонажей романа "Война и мир" Льва Толстого. Это реально существовавшее историческое лицо.

В этой статье представлена цитатная характеристика графа Растопчина в романе "Война и мир" Толстого, образ, описание героя в цитатах.

Этот персонаж впервые упоминается в томе 2 части 1 главе 2 романа. Толстой пишет фамилию этого героя через букву "а" (Растопчин), тогда как фамилия реального графа пишется через букву "о" – Ростопчин.

Описание графа Растопчина в романе "Война и мир" не является документальной хроникой и может не совпадать с мнением историков.
    







Граф Растопчин в романе "Война и мир" Толстого


Полное имя персонажа – Федор Васильевич Растопчин:
"...о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине..." (том 3 часть 3 глава XXV)
О внешности графа Растопчина в 1812 г. известно следующее:
"В это время быстрыми шагами пред расступившейся толпой дворян, в генеральском мундире, с лентой через плечо, с своим высунутым подбородком и быстрыми глазами, вошел граф Растопчин." (том 3 часть 1 глава XXIII) 
"Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем..." (том 3 часть 3 глава XXIV)

Граф Растопчин – горячий, эмоциональный человек:

"Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им..." (том 3 часть 3 глава XXV)
Он является вспыльчивым, пылким, сангвиническим человеком:
"Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил..." (том 3 часть 3 глава X) 
"Растопчин, пылкий, сангвинический человек..." (том 3 часть 3 глава XXIV) 
Ему свойственны быстрые телодвижения:
"...сказал Растопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю." (том 2 часть 5 глава 3) 
Он является гордым человеком:
"...гордый граф Растопчин..." (том 3 часть 3 глава XXV)

Граф Растопчин является богатым человеком. У него есть дом в Москве, а также загородный дом, дача в Сокольниках:

"Граф Растопчин только в это утро приехал в город с своей загородной дачи в Сокольниках." (том 3 часть 3 глава X) 
"Приехав в свой загородный дом и занявшись домашними распоряжениями, граф совершенно успокоился." 






Граф Растопчин до войны 1812 г.

До войны 1812 г. граф Растопчин является известной персоной в высшем обществе:
"Гости – известный граф Растопчин..." (том 2 часть 5 глава 3)

В романе это не упоминается, но реальное историческое лицо граф Ростопчин был придворным служащим в эпоху императора Павла I. После убийства Павла I граф был отправлен в отставку, жил в Москве и своем имении, увлекался литературой и писал комедии.

В романе Толстого до войны 1812 г. граф Растопчин принадлежит к числу тех, кто дает направление разговорам во всем высшем обществе Москвы:

"Люди, дававшие направление разговорам, как-то: граф Растопчин..." (том 2 часть 1 глава 2)
Граф умеет говорить такие остроумные фразы, которые потом повторяют по всей Москве. Например, весь город повторяет его высказывания о солдатах разных стран:
"...но рассказывали это преимущественно для того, чтобы при этом случае передать остроумные слова, сказанные Растопчиным при их отправлении." (том 3 часть 2 глава XVII)  
"По всей Москве повторялись слова... Растопчина про то, что французских солдат надо возбуждать к сражению высокопарными фразами, что с немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем идти вперед; но что русских солдат надо только удерживать и просить: потише!" (том 2 часть 1 глава 2)
Граф Растопчин предпочитает собираться дома в кругу близких друзей и редко появляется в Английском клубе в Москве (элитном заведении для дворян). Он приезжает в клуб в редких случаях, как например, в марте 1806 г., когда дается большой обед в честь князя Багратиона:
"Люди, дававшие направление разговорам, как-то: граф Растопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, граф Маркóв, князь Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках..." (том 2 часть 1 глава 2)
Граф Растопчин относится к числу "значительных стариков" и "известных людей" в московском обществе. Все почтительно слушают его рассказы, когда тот приезжает в Английский клуб:
"Старики из самых значительных составляли центр кружков, к которым почтительно приближались даже незнакомые, чтобы послушать известных людей. Большие кружки составились около графа Растопчина, Валуева и Нарышкина. Растопчин рассказывал про то, как русские были смяты бежавшими австрийцами и должны были штыком прокладывать себе дорогу сквозь беглецов." (том 2 часть 1 глава 3)
Граф Растопчин в числе немногих избранных лично присутствует на именины старого князя Николая Болконского в Москве в конце 1811 г.:
"В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его дома, но он никого не велел принимать; а только немногих, список которых он передал княжне Марье, велел звать к обеду... 
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Растопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной." (том 2 часть 5 глава 3)
На именинах старика Болконского именно граф Растопчин поддерживает нить разговора, сообщая городские и политические новости:
"Граф Растопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях..." (том 2 часть 5 глава 3)
По мнению князя Болконского, Растопчина интересно слушать, им можно заслушаться, как "гуслями":
" – Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Растопчиным поднялись и другие." (том 2 часть 5 глава 3)
На этом обеде у Болконского граф Растопчин называет Наполеона "пиратом" и возмущается из-за того, что европейские правители не дают ему должный отпор. Растопчину не нравится протест ("нота"), отправленная императором Александром I Наполеону. Судя по всему, текст кажется Растопчину слишком мягким:
"За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам. 
– Бонапарт поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Растопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт, уже не стесняясь, хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат. Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – граф Растопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать..." (том 2 часть 5 глава 3)
Растопчин считает странным воевать с французами, "нашими учителями", которым мы во всем подражаем. Действительно, в начале XIX века высший свет Москвы и Петербурга общается не на русском, а на французском языке, модницы и модники шьют одежду у французских портних, покупают другие французские товары и т.д. Растопчина возмущает это слепое подражание французам среди русской молодежи. Старик Болконский согласен с ним:
"– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Растопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж. 
Он стал говорить громче, очевидно, для того, чтоб его слышали все. 
– Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье взашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешению папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры да по-русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила! "

 



Граф Растопчин в войне 1812 г.

В романе "Война и мир" это не упоминается, но 24 мая 1812 г. реальное историческое лицо граф Ростопчин становится московским генерал-губернатором, а 29 мая 1812 г. – главнокомандующим Москвы:
"Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин..." (том 3 часть 3 глава XXV)

15 июля 1812 г. граф Растопчин присутствует в Дворянском собрании в Москве, куда приезжает государь Александр I. Граф заявляет собравшимся, что для войны с Наполеоном купцы должны дать свои миллионы, а дворяне – собрать ополчение и воевать:

"Я полагаю, что в том положении, в котором мы находимся, судить много нечего. Государь удостоил собрать нас и купечество, – сказал граф Растопчин. – Оттуда польются миллионы (он указал на залу купцов), а наше дело выставить ополчение и не щадить себя… Это меньшее, что мы можем сделать!" (том 3 часть 1 глава XXIII)

Во время нашествия Наполеона граф Растопчин преследует две важные цели: сохранять спокойствие в Москве и эвакуировать граждан. Толстому этот подход кажется двояким, противоречивым, но под эту концепцию отлично подходят все странные, беспорядочные действия Растопчина, предпринятые в этот период:

"Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillité à Moscou et d'en faire partir les habitants {Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей. (франц.)}. Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным." (том 3 часть 3 глава XXIV)

Тем временем армия Наполеона приближается к Москве. Москвичи легкомысленно относятся к этому и веселятся, как давно не веселились, в том числе и граф Растопчин. Он распространяет по Москве свои забавные афишки с веселыми изображениями, которые отражают последние новости. Эти афишки читает и обсуждает вся Москва. Так, на очередной афишке Растопчин изображает одного мещанина, который напился и обругал всех французов перед толпой. Граф считает свои афишки патриотическими, но некоторым москвичам его афишки кажутся пошлыми и глупыми:
"Давно так не веселились в Москве, как этот год. 
Растопчинские афишки с изображением вверху питейного дома, целовальника и московского мещанина Карпушки Чигирина, который, быв в ратниках и выпив лишний крючок на тычке, услыхал, будто Бонапарт хочет идти на Москву, рассердился, разругал скверными словами всех французов, вышел из питейного дома и заговорил под орлом собравшемуся народу, читались и обсуживались наравне с последним буриме Василия Львовича Пушкина. 
В клубе, в угловой комнате, собирались читать эти афиши, и некоторым нравилось, как Карпушка подтрунивал над французами, говоря, что они от капусты раздуются, от каши перелопаются, от щей задохнутся, что они все карлики и что их троих одна баба вилами закинет. Некоторые не одобряли этого тона и говорили, что это пошло и глупо." (том 3 часть 2 глава XVII)
По мнению Толстого, Растопчин пишет свои афиши ерническим языком, который презирается в народе. Граф понятия не имеет о простом народе, которым управляет, но при этом мнит себя руководителем народного чувства, народных настроений в Москве:

"Растопчин (...) не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху." 

С приближением врага к Москве афишки Растопчина становятся все менее шутливыми. В очередной афишке граф поддерживает эвакуацию женщин из города, но тут же заверяет ("отвечает жизнью"), что Наполеона не будет в Москве. Из этих слов Пьер Безухов, лично знакомый с Ростопчиным, понимает, что враг точно войдет в Москву и что граф просто пытается всех успокоить. Еще в одной афишке Растопчин сообщает, что желающие могут приобрести сабли и прочее оружие, чтобы противостоять врагу:
"Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина. 
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно показали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгенштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних Чигиринских разговорах." (том 3 часть 2 глава XVIII)
Согласно слухам, из-за войны с Наполеоном граф Растопчин высылает из Москвы всех французов и вообще всех иностранцев:
"Рассказывали о том, что французов и даже всех иностранцев Растопчин выслал из Москвы, что между ними шпионы и агенты Наполеона..." (том 3 часть 2 глава XVII)
Растопчин подозревает рядовых французов, живущих в Москве, в шпионаже. В итоге таких якобы шпионов казнят на Лобном месте, не всегда имея доказательства их преступлений:
"Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно-болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу." (том 3 часть 2 глава XVIII)
По мнению княжны Мамонтовой, родственницы Пьера Безухова, граф Растопчин является злодеем и лицемером, который своими "дурацкими афишками" настраивает народ бунтовать. По ее словам, озверевший народ чуть не убил ее знакомую, русскую дворянку, которая заговорила по-французски на улице:  
"Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве. 
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за х*хoл на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по-французски заговорила..." (том 3 часть 2 глава XVIII) 
По мнению Толстого, Растопчин пишет вздор в своих афишках:
"...несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором писал Растопчин в своих афишах." (том 3 часть 3 глава V)
Растопчин ведет себя непоследовательно: он стыдит уезжающих и называет их трyсами в своих афишках, но в то же время приказывает эвакуировать государственные учреждения ("присутственные места"). Толстой считает, что Растопчин не понимает значения надвигающейся беды, но при этом хочет удивить кого-то, совершить что-то патриотическое и резвится, как мальчик:
"«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все-таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях." (том 3 часть 3 глава V) 
"Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы (...) этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что-то сделать сам, удивить кого-то, что-то совершить патриотически-геройское..." (том 3 часть 3 глава V) 

После Бородинского сражения граф Растопчин понимает, что Москва будет сдана французам, но до последнего не хочет верить в это:  

"...но и с самого Бородинского сражения (…) граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена..." (том 3 часть 3 глава XXIV) 
"Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассужденью, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение." (том 3 часть 3 глава XXIV)

Вместо того чтобы призывать всех к эвакуации, Растопчин публикует новые афиши, в которых успокаивает жителей:

"– А вот новая афиша. 
Пьер взял ее в руки и стал читать: 
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы-ройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и ятеперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба». 
– А мне говорили военные люди, – сказал Пьер, – что в городе никак нельзя сражаться и что позиция… 
– Ну да, про то-то мы и говорим, – сказал первый чиновник." (том 3 часть 3 глава X)
Тем временем в конце августа москвичи сами начинают выезжать из города. Растопчин продолжает распространять свои афишки, а в городе ходят самые противоречивые cлухи:
"С 28 по 31 августа вся Москва была в хлопотах и движении. Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненых в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали в другие заставы. Несмотря на афишки Растопчина, или независимо от них, или вследствие их, самые противоречащие и странные новости передавались по городу. Кто говорил о том, что не велено никому выезжать; кто, напротив, рассказывал, что подняли все иконы из церквей и что всех высылают насильно..." (том 3 часть 3 глава XII)
Семья Ростовых тоже решает уехать из Москвы, несмотря на то что Растопчин в афишках не дает сигнала к эвакуации (он обещал "дня за два клич кликнуть"). Ростовы полагаются на себя и решают уехать, как и многие другие жители:
"– Разумеется, ничего, – рассеянно сказал граф. – Не в том дело, а теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать, ехать завтра… – И граф передал дворецкому и людям то же приказание. За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости. 
Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение." (том 3 часть 3 глава XIII)     
Наконец в ночь с 1-ого на 2-е сентября 1812 г. Кутузов присылает Растопчину письмо о том, что Москва будет сдана и через город будут проходить русские войска. Получив эту вполне ожидаемую новость, Растопчин все же расстраивается:
"Вечером 1‑го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин... (...) Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. (...) граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа." (том 3 часть 3 глава XXIV)
Получив эту записку от Кутузова, граф Растопчин оказывается в фальшивом и смешном положении. Он пытается найти виноватых в том, что Москву теперь нужно срочно эвакуировать. Своей вины в этом он не видит. В этот день граф выгляди как никогда мрачным и раздраженным:
"Получив, пробужденный от сна, холодную и повелительную записку от Кутузова, Растопчин почувствовал себя тем более раздраженным, чем более он чувствовал себя виновным. В Москве оставалось все то, что именно было поручено ему, все то казенное, что ему должно было вывезти. Вывезти все не было возможности. 
«Кто же виноват в этом, кто допустил до этого? – думал он. – Разумеется, не я. У меня все было готово, я держал Москву вот как! И вот до чего они довели дело! Мерзавцы, изменники!» – думал он, не определяя хорошенько того, кто были эти мерзавцы и изменники, но чувствуя необходимость ненавидеть этих кого-то изменников, которые были виноваты в том фальшивом и смешном положении, в котором он находился. 
Всю эту ночь граф Растопчин отдавал приказания, за которыми со всех сторон Москвы приезжали к нему. Приближенные никогда не видали графа столь мрачным и раздраженным.(том 3 часть 3 глава XXIV)

В этот день граф Растопчин очень злится и ищет, на ком выместить свой гнев. Он ищет жертву для своего гнева, а также гнева народа. Это жертвой становится заключенный Верещагин. Растопчин решает отдать Верещагина на самосуд разъяренной толпе. Он объявляет народу, что это злодей, из-за которого погибла Москва (что не правда):

"– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодеяп9ек832, от которого погибла Москва. Подождите меня!"

"– Ребята! – сказал Растопчин металлически-звонким голосом, – этот человек, Верещагин – тот самый мерзавец, от которого погибла Москва." 
(том 3 часть 3 глава XXIV)

Растопчин призывает народ расправиться с Верещагиным прямо на месте, возле дома самого графа. Толпа нападает на Верещагина, и тот погибает на месте. На самом деле граф тем самым совершает должностное преступление, так как по решению суда Верещагину полагается ссылка на каторгу, а не смертная казнь:

"– Своим судом расправляйтесь с ним! отдаю его вам! (...) 
– Бей его!.. Пускай погибнет изменник и не срамит имя русского! – закричал Растопчин. – Рyби! Я приказываю!" (том 3 часть 3 глава XXIV)

Подробности этой истории смотрите в статье "Характеристика Верещагина"

Растопчин знает, что совершил преступление, но оправдывает себя тем, что разъяренный народ требовал жертвы и Верещагин стал жертвой для общественного блага:

"У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага." 
Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им поступке, но находил причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим à propos {удобным случаем (франц.)} – наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу." (том 3 часть 3 глава XXIV)

Растопчин почему-то успокаивает себя тем, что Верещагин и так был приговорен к смертной казни, хотя он был приговорен лишь к каторге. Даже если бы он был приговорен к смертной казни, Растопчин не имел права казнить его по своему капризу:  

"«Верещагин был судим и приговорен к смертной казни, – думал Растопчин (хотя Верещагин сенатом был только приговорен к каторжной работе). – Он был предатель и изменник; я не мог оставить его безнаказанным, и потом je faisais d'une pierre deux coups {одним камнем делал два удара. (франц.)}; я для успокоения отдавал жертву народу и казнил злодея»." (том 3 часть 3 глава XXIV)

В тот же день Растопчин жалеет, что совершил это преступление, отдав Верещагина на растерзание толпе. Cам себе граф признается, что все получилось как-то "нечаянно". И опять же, он утешает себя мыслью о том, что сделал это якобы для общественного блага. Конечно, читатель понимает, что такое чудовищное преступление не может служить на благо обществу:

"Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов: «Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как-то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plèbe, le traître… le bien publique» {Чернь, злодей… общественное благо. (франц.)}, – думал он." (том 3 часть 3 глава XXIV)

В тот же день Растопчин едет к Кутузову. Он уверен, что именно Кутузов виновен в том, что Москва достанется французам. Растопчин упрекает Кутузова в том, что в городе не было бы этой паники, если бы тот предупредил его заранее о сдаче города. На самом деле Растопчин сам знал об этом еще с Бородинского сражения, но не объявлял официально эвакуацию. Кутузов не обращает внимания на упреки Растопчина и отвечает ему какими-то бессмысленными фразами. Растопчин видит, что разговор не имеет смысла, и идет разгонять повозки, столпившиеся на выезде из Москвы: 

"– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.

Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов... (...)
 
И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки." (том 3 часть 3 глава XXIV) 
"Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. (...) 
...какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы?" (том 4 часть 4 глава V)
Начав официальную эвакуацию Москвы, Растопчин пишет императору Александру I свое донесение. В нем он не скрывает обиды на Кутузова за оставление Москвы французам: 
"...но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение: 
«Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества»." (том 4 часть 1 глава II)

Когда большинство жителей покидают город, в Москве начинаются пожары. Ходят слухи о том, что пожары устраивает сам главнокомандующий Москвы граф Растопчин, известный своим "диким патриотизмом".

Когда французы занимают город, Наполеон приходит к выводу, что именно Растопчин приказал сжечь Москву, и приказывает сжечь домá Растопчина в качестве наказания:
"...тотчас по вступлении в Москву... В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург... 
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома." (том 4 часть 1 глава IX)

По мнению Толстого, Растопчин вряд ли устраивает эти пожары в Москве, так как возгорания сами по себе неизбежны в опустевшем городе:  

"Французы приписывали пожар Москвы au patriotisme féroce de Rastopchine {дикому патриотизму Растопчина (франц.)}; русские – изуверству французов. (...) Москва сгорела вследствие того, что она была поставлена в такие условия, при которых всякий деревянный город должен сгореть, независимо от того, имеются ли или не имеются в городе сто тридцать плохих пожарных труб. (...)
Le patriotisme féroce de Rastopchine {дикому патриотизму Растопчина (франц.)} и изуверство французов тут ни в чем не виноваты. Москва загорелась от трубок, от кухонь, от костров, от неряшливости неприятельских солдат, жителей – не хозяев домов." (том 3 часть 3 глава XXVI)
"Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения." (том 3 часть 3 глава V)
Когда французы уходят из Москвы, жители возвращаются в город. Полиции приходится решать много конфликтов из-за разграбленного имущества граждан и т.д. Растопчин тем временем сочиняет афиши (прокламации), судя по всему, для поднятия духа населения:
"Хозяева тех домов, в которых было много оставлено свезенных из других домов вещей, жаловались на несправедливость своза всех вещей в Грановитую палату; другие настаивали на том, что французы из разных домов свезли вещи в одно место, и оттого несправедливо отдавать хозяину дома те вещи, которые у него найдены. Бранили полицию; подкупали ее; писали вдесятеро сметы на погоревшие казенные вещи; требовали вспомоществований. Граф Растопчин писал свои прокламации." (том 4 часть 4 глава XIV)

О дальнейшей судьбе графа Растопчина в романе ничего не говорится. Из исторических источников известно, что он служит на посту главнокомандующего Москвы до августа 1814 г. 

Стоит отметить, что по словам самого Толстого, события в романе могут не совпадать с мнением историков. Это касается и персонажа графа Растопчина:

"Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков. Оно не случайное, а неизбежное. (...) Растопчин не всегда с факелом зажигал вороновский дом (он даже никогда этого не делал)..." (статья "Несколько слов по поводу книги «Война и мир»")


Это была цитатная характеристика графа Растопчина в романе "Война и мир" Льва Толстого, образ, описание героя в цитатах.