Князь Утятин и его семья (Ипат справа). Иллюстрация С. В. Герасимова
Князь Утятин и его семья
(Ипат справа).
Иллюстрация С. В. Герасимова
Ипат является одним из второстепенных персонажей знаменитой поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Ипата в поэме "Кому на Руси жить хорошо", описание героя в цитатах.

Данный персонаж впервые упоминается в главе "Последыш".

Смотрите: 
Все материалы по поэме "Кому на Руси жить хорошо"









Ипат в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова


В главе "Последыш" описывается, как главные герои попадают в деревню Большие Вахлаки, которая принадлежит князю Утятину. Здесь они знакомятся с множеством интересных персонажей, таких как дядя Влас, Клим Лавин, Агап Петров. Здесь же они видят крестьянина по имени Ипат и узнают его историю от старосты деревни дяди Власа.

Ипат является дворовым слугой князя Утятина, то есть он служит непосредственно в доме и дворе у барина:
"Ипат, дворовый преданный..."
После отмены крепостного права Лакей Ипат прямо заявляет, что по-прежнему будет холопом (рабом) князя Утятина несмотря ни на что. Ипата не интересует свободная жизнь, он он предпочитает и дальше быть рабом князя:
"Как воля нам готовилась,

Так он не верил ей:

«Шалишь! Князья Утятины

Останутся без вотчины?

Нет, руки коротки!»

Явилось «Положение»,—

Ипат сказал: «Балуйтесь вы!

А я князей Утятиных

Холоп — и весь тут сказ!»"




Когда в 1861 г. отменяют крепостное право, князь Утятин не может смириться с этим. Старик злится так сильно, что с ним случается удар (инсульт). Его сыновья уговаривают бывших крестьян Утятина, чтобы те притворились на время крепостными, пока старик не умрет. Взамен наследники князя обещают отдать крестьянам луга. Крестьяне соглашаются. При этом Ипата даже не приходится уговаривать играть роль. Он и так является верным рабом своего любимого барина: 
"...А есть один (он давеча 
С салфеткой прибегал), 
Того и уговаривать 
Не надо было: барина 
Столь много любит он! 
Ипатом прозывается."
Ипат любит рассказывать своим односельчанам якобы забавные ("потешные") истории о том, как барин шутил над ним в детстве и юности. На самом деле это истории о плохом, жестоком обращении с людьми, однако Ипату они кажутся забавными:
"Не может барских милостей

Забыть Ипат! Потешные

О детстве и о младости,

Да и о самой старости

Рассказы у него

(Придешь, бывало, к барину,

Ждешь, ждешь... Неволей слушаешь,

Сто раз я слышал их)..."

Например, когда Ипат был мальчиком, князь Утятин "в шутку" запрягал его в качестве лошадки в тележку. Ипату, как верному рабу, такие воспоминания из детства греют душу, хотя на самом деле они чудовищны: 

«Как был я мал, наш князюшка

Меня рукою собственной

В тележку запрягал..."

Когда Ипат был юношей, пьяный князь Утятин однажды выкупал его зимой в проруби. В этом жестоком поступке князя Ипат тоже не видит ничего дурного:

"...Достиг я резвой младости:

Приехал в отпуск князюшка

И, подгулявши, выкупал

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да так чудно! Две проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую мигом вытянет —

И водки поднесет."
Уже на старости лет князь Утятин совершает очередную жестокость по отношению к Ипату, уже пожилому человеку (судя по всему, князь и его лакей являются ровесниками). Однажды зимой князь Утятин посадил Ипата на коня и заставил его играть на скрипке, а кучеру приказал ехать быстрее. Ипат, играя на скрипке, не смог держаться за коня и, конечно, упал на дорогу:  
"Клониться стал я к старости.

Зимой дороги узкие,

Так часто с князем ездили

Мы гусем в пять коней.

Однажды князь — затейник же! —

И посади фалетуром

Меня, раба последнего,

Со скрипкой — впереди.

Любил он крепко музыку.

„Играй, Ипат!“— А кучеру

Кричит: „Пошел живей!“

Метель была изрядная,

Играл я: руки заняты,

А лошадь спотыкливая —

Свалился я с нее!"

Лошади и сани проехались прямо по Ипату и придавили ему грудь. Старик какое-то время лежал на дороге и боялся, что умрет от холода: 

"Ну, сани, разумеется,

Через меня проехали,

Попридавили грудь.

Не то беда: а холодно,

Замерзнешь — нет спасения,

Кругом пустыня, снег...

Гляжу на звезды частые

Да каюсь во грехах."

Спустя время князь Утятин вернулся за бедным Ипатом, который так и лежал на дороге. Князь Утятин подобрал слугу и увез домой. Ипату кажется, что тем самым князь Утятин совершил благородный поступок и спас ему жизнь. Рассказывая эту историю, лакей всегда плачет:

"Так что же, друг ты истинный?

Послышал я бубенчики,

Чу, ближе! чу, звончей!

Вернулся князь (закапали

Тут слезы у дворового,

И сколько ни рассказывал,

Всегда тут плакал он!),

Одел меня, согрел меня

И рядом, недостойного,

С своей особой княжеской

В санях привез домой!»"
На самом деле в этой ситуации князь Утятин проявил себя как очень жестокий человек. Во-первых, все это происшествие – вина самого Утятина, жестокого негодяя. Это он ради шутки посадил старика Ипата со скрипкой на лошадь, тем самым подвергнув его жизнь риску. Во-вторых, князь не сразу подобрал слугу на дороге, а вернулся за ним через какое-то время.

Однако Ипат, как прирожденный раб, не понимает всего этого. Он бесконечно благодарен своему "великодушному" барину за то, что тот якобы спас его.

Несмотря на всю жестокость князя Утятина, старик Ипат ласково называет его "князюшкой":
"Как был я мал, наш князюшка..." 
"...Приехал в отпуск князюшка..."
Когда его односельчанин крестьянин Клим Лавин врет князю Утятину о любви крестьян к барину, Ипат воспринимает эту лживую речь всерьез. Он плачет и предлагает помолиться за здоровье барина. При этом все, кроме Ипата, понимают, что эта речь Клима – вранье, предназначенное для глупого князя. Даже сыновья князя удивляются этой рабской преданности Ипата: 
"Хранители! радетели! 
И мир давно бы рушился 
Без разума господского, 
Без нашей простоты! 
Вам на роду написано 
Блюсти крестьянство глупое, 
А нам работать, слушаться, 
Молиться за господ!» 
Дворовый, что у барина 
Стоял за стулом с веткою, 
Вдруг всхлипнул! Слезы катятся 
По старому лицу. 
«Помолимся же господу 
За долголетье барина!» —

Сказал холуй чувствительный

И стал креститься дряхлою,

Дрожащею рукой.

Гвардейцы черноусые

Кисленько как-то глянули

На верного слугу..."
Когда князь Утятин обедает, лакей Ипат в белом галстуке стоит за его стулом и веткой отгоняет мух от хозяина:
"За стулом в белом галстуке

Ипат, дворовый преданный,
 
Обмахивает мух." 
"Дворовый, что у барина 
Стоял за стулом с веткою..."
Когда князь спит в лодке на реке, верный раб Ипат одной рукой держит зонтик, а другой – отгоняет комаров:
"...Уснул Последыш. Бережно

Снесли его в ладью

И уложили сонного.

Над ним с зеленым зонтиком

Стоял дворовый преданный,

Другой рукой отмахивал

Слепней и комаров."
Можно предположить, что верный холоп Ипат искренне тоскует, когда умирает его хозяин князь Утятин. Остальные же крестьяне из деревни Большие Вахлаки устраивают пир в честь этого события (см. главу "Пир на весь мир").


Это была цитатная характеристика Ипата в поэме "Кому на Руси жить хорошо", описание персонажа в цитатах.
  

Смотрите: