Деревенская сходка. Художник Д.-А. Аткинсон  1803-1804 гг.
Деревенская сходка.
Художник Д.-А. Аткинсон 
1803-1804 гг.
Клим Лавин является второстепенным героем поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Клима Лавина в поэме "Кому на Руси жить хорошо", описание персонажа в цитатах.

Данный герой впервые упоминается в главе "Последыш". Также он участвует в главе "Пир на весь мир".

Смотрите: 
Все материалы по поэме "Кому на Руси жить хорошо"







Клим Лавин в поэме "Кому на Руси жить хорошо"


Крестьянин Клим живет в деревне Большие Вахлаки, которая принадлежит князю Утятину.

Когда главные герои оказываются в Больших Вахлаках, здесь они знакомятся с Климом, а также с дядей ВласомГришей Добросклоновым и другими персонажами.

Полное имя героя – Клим Яковлевич Лавин:
"Да Климка Лавин выручил..." 
"И сделался Клим Яковлич..."
О внешности Клима известно, что это присадистый (плотный и приземистый) мужчина с широким лицом и широкой бородой:
"Другой мужик, присадистый, 
С широкой бородищею..." 
"...Бурмистр воротит к барщине 
Широкое лицо."
Сам себя Клим называет пьяным, ветреным мужиком, у которого пусто в доме и амбаре:
"Мужик я пьяный, ветреный, 
В амбаре крысы с голоду 
Подохли, дом пустехонек..."
Клим является пьяницей, отчаянным и нечестным человеком:
"Что ни на есть отчаянный 
Был Клим мужик: и пьяница, 
И на руку нечист."
Клим является плутом, хитрым человеком:
"В конюшню плут преступника 
Привел..." 
"И снова, плут естественный..."
Клим является бессовестным, бесстыжим человеком:
"...А пуще Клим бессовестный..."
"...Отер глаза бесстыжие..."
При этом бесстыжий пьяница Клим внешне кажется приличным, степенным, непьющим мужчиной:
"У Клима совесть глиняна, 
А бородища Минина*, 
Посмотришь, так подумаешь, 
Что не найти крестьянина 
Степенней и трезвей." 
(*имеется в виду политический деятель XVII века Кузьма Минич Захарьев-Сухорук, который носил бороду и считался эталоном честности)
Клим Лавин не любит работать в поле. По роду деятельности он является коновалом – лекарем-самоучкой, который занимается лечением лошадей:
"Работать не работает, 
С цыганами вожжается, 
Бродяга, коновал!" 
"Не жнет, не пашет — шляется 
По коновальской должности..." (купец о нем)




Клим считает, что от простой работы человек не станет богатым, а лишь потеряет здоровье:
"Смеется над трудящимся: 
С работы, как ни мучайся, 
Не будешь ты богат, 
А будешь ты горбат!"
По словам дяди Власа, Клим является грамотным парнем, то есть, судя по всему, умеет писать и читать. Он был в Москве, Петербурге, в Сибири:
"А впрочем, парень грамотный, 
Бывал в Москве и в Питере, 
В Сибирь езжал с купечеством, 
Жаль, не остался там!"
Клим – умный парень, но при этом он не умеет беречь деньги. Он хитер, но при этом попадает в неприятные ситуации:
"Умен, а грош не держится, 
Хитер, а попадается 
Впросак!"
Клим любит хвастаться, бахвалиться. Он где-то нахватался громких выражений и теперь использует их для красноречия:
"Бахвал мужик! 
Каких-то слов особенных 
Наслушался: атечество, 
Москва первопрестольная, 
Душа великорусская. 
«Я — русский мужичок!» — 
Горланил диким голосом 
И, кокнув в лоб посудою, 
Пил залпом полуштоф!"
Хитрый Клим умеет красиво говорить, приврать и показать плохой товар с хорошей стороны, "нахвастать". Когда его уличают во вранье, он просто отшучивается:
"Горазд орать, балясничать, 
Гнилой товар показывать 
С хазового конца. 
Нахвастает с три короба, 
А уличишь — отшутится 
Бесстыжей поговоркою, 
Что «за погудку правую

Смычком по роже бьют!»"
Клим легко поддается как горю, так и радости. Услышав грустный рассказ (эпизод "Крестьянский грех"), он тут же впадает в тоску:
"И скоро поддававшийся, 
Как горю, так и радости, 
«Великий грех! великий грех!» — 
Тоскливо вторил Клим."

После отмены крепостного права в 1861 г. князь Утятин отказывается признавать новый порядок. В итоге семья князя просит крестьян поиграть роль крепостных, чтобы поберечь здоровье князя. За эту услугу сыновья Утятина обещают отдать крестьянам луга (земли).

Дядя Влас отказывается играть роль старосты в этом спектакле и просит уволить его. Односельчане все же оставляют его официальным старостой, но для князя Утятина они выбирают "фальшивого" старосту (бурмистра) Клима Лавина. Клим играет эту роль старосты, как актер в театре:
"Чуть дело не разладилось. 
Да Климка Лавин выручил: 
«А вы бурмистром сделайте 
Меня! Я удовольствую 
И старика, и вас."
"А перед старым барином

Бурмистром Климку назвали..."
Клим обещает, что от этой авантюры все соседские деревни надорвутся от смеха:
"Так будем мы начальствовать, 
Такие мы строжайшие 
Порядки заведем,

Что надорвет животики

Вся вотчина... Увидите!»"
Надев приличный кафтан, бесшабашный Климка перевоплощается в "старосту" Клима Яковлевича:
"Наследники построили 
Кафтан ему: одел его — 
И сделался Клим Яковлич 
Из Климки бесшабашного, 
Бурмистр первейший сорт."
Клим действительно оказывается отличным актером. В своей роли старосты он буквально пресмыкается перед князем Утятиным, чтобы угодить ему:
"...перед помещиком, 
Как бес перед заутреней, 
Юлил: «Так точно! Слушаю-с!» 
И кланялся помещику 
Чуть-чуть не до земли."
У Клима есть кума Орефьевна, бойкая женщина, которая помогает ему одурачивать барина:
"Бабенка есть тут бойкая, 
Орефьевна, кума ему, 
Так с ней Климаха барина 
Дурачит заодно."
Староста Влас, хотя и недолюбливает Клима, но в трудных ситуациях тут же обращается к нему, а Клим и рад этому:
"Влас Клима недолюбливал, 
А чуть делишко трудное, 
Тотчас к нему: «Орудуй, Клим!», 
А Клим тому и рад."
Климу нравится его "должность", его роль. В итоге он начинает вникать в дела деревни и меньше пьет:
"Доволен Клим. Нашел-таки 
По нраву должность! Бегает, 
Чудит, во всё мешается, 
Пить даже меньше стал!"
Прирожденный актер Клим произносит перед князем Утятиным восторженные речи о том, как крестьяне любят помещиков и не могут без них жить. Князь Утятин не замечает сарказма в этом монологе Клима и остается доволен этой речью:
"«Отцы! — сказал Клим Яковлич

С каким-то визгом в голосе,

Как будто вся утроба в тем

При мысли о помещиках

Заликовала вдруг.—

Кого же нам и слушаться?

Кого любить? надеяться

Крестьянству на кого? (...)

А мы, как рыба в неводе,

Хозяева в дому!»

Бурмистра речь покорная

Понравилась помещику..."
Клим очень правдоподобно врет князю Утятину о том, как хорошо быть крепостными:
"Живем за вашей милостью,

Как у Христа за пазухой:

Попробуй-ка без барина

Крестьянин так пожить!"
По словам Клима, его роль "фальшивого" старосты не так уж легка. Во-первых, он устает говорить князю приятные слова. Во-вторых и самое главное, вид князя вызывает у Клима смех (в частности, своеобразные глаза князя), но смеяться над князем ему никак нельзя:
"Стоять перед Последышем

Напасть... язык примелется,

А пуще смех долит.

Глаз этот... как завертится...(...)
 
Чуть раз не прыснул я."
Клим не хотел бы быть на самом деле старостой у Утятина – даже за тысячу рублей. Он играет свою роль так весело и легко, лишь потому что делает это добровольно и потому что надеется получить оплату (луга):
"...А не взял бы, свидетель бог, 
Я за такую каторгу 
И тысячи рублей, 
Когда б не знал доподлинно, 
Что я перед последышем 
Стою... что он куражится

По воле по моей..."
В целом Клим Лавин и другие крестьяне успешно играют роль крепостных, но однажды жертвой этого спектакля становится крестьянин Агап Петров. По мнению дяди Власа, в смерти Агапа в большой степени оказывается виноват именно Клим (см. Характеристика Агапа Петрова):
"...А пуще Клим бессовестный 
Сгубил его, анафема, 
Винищем!.."
Когда князь Утятин наконец умирает (в конце главы "Последыш"), вся деревня Большие Вахлаки, в том числе Клим, празднует это событие. Это празднование (пир) описано в главе "Пир на весь мир":
"...Влас водку наливал, 
«Пей, вахлачки, погуливай!» — 
Клим весело кричал."
В ходе празднования Клим и его односельчане обсуждают, что делать с лугами, которые им должны отдать сыновья Утятина. Крестьяне решают сдать эти луга на подати (налоги), что должно облегчить им жизнь:
"И вахлаки надумали 
Свои луга поемные 
Сдать старосте — на подати: 
Всё взвешено, рассчитано, 
Как раз — оброк и подати, 
С залишком."
Ленивого пьяницу Клима радует мысль о том, что можно сдать луга на подати и потом не работать:
"А коли подать справлена,

Я никому не здравствую!

Охота есть — работаю,

Не то — валяюсь с бaбою,

Не то — иду в кабак!»"
К сожалению, эта мечта Клима Лавина не сбывается: сыновья Утятина обманывают наивных крестьян и не отдают им обещанные луга. Крестьяне судятся с ними до сих пор:
"...А за луга поемные 
Наследники с крестьянами 
Тягаются доднесь."



Это была цитатная характеристика Клима Лавина в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, описание героя в цитатах.